Фото: elements.envato.com, автор: oneinchpunchphotos
Стоит отметить, что порицаемую торговлю, даже если она и является действительной при определенных ситуациях, стороны сделки обязаны расторгнуть, чтобы не получить грех. Такая сделка законна по своей основе и свойству, но к ней присоединилось то, что испортило ее.
1. Торговля во время первого азана пятничной молитвы
Исключением является, когда стороны сделки совершают ее на ходу, поскольку запрет, упомянутый в аяте «Устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставляйте торговлю», связан с неисполнением устремления. Когда нет причины запрета, тогда и запрет будет отсутствовать. Также запрет не касается тех, кто не обязан идти на пятничную молитву.
Какие виды имущества бывают в исламе?
2. Подбивание цены (ан-наджаш)
Ан-Наджаш в лексическом значении означает «отпугивание дичи» и «поднятие ее с места при охоте». В шариатском значении — это увеличение стоимости товара, представленного к продаже, не с целью покупки, а ради обольщения и подбивания других.
Человека, который вызывает интерес к товару и поднимает его цену называют «наджиш» (набивающий цену). Ибн Батталь сказал: «Ученые единогласны в том, что наджиш является грешником».
Ибн ‘Умар передал: «Пророк ﷺ запретил подбивание цены».
Абу Хурайра сказал: «Пророк ﷺ запретил торговую сделку местного жителя с бедуином и не подбивайте цену!». Фраза «не подбивайте цену» связана с глаголом «запретил», т.е. «Пусть не продает местный житель бедуину, и не подбивайте друг другу цену».
Ханафиты сказали: запрет касается того товара, чья стоимость достигла должного уровня. Если цена товара занижена, то сделка не будет порицаемой из-за отсутствия обмана.
3. Купля-продажа за счет третьего лица
Это когда две стороны сделки определились с ценой товара, но до заключения договора приходит третья сторона, предлагает равную или большую цену продавцу; или если две стороны сделки определились с ценой товара, а тогда третья сторона говорит: «Я продам тебе подобный товар за меньшую стоимость». Данное положение касается и договора аренды, поскольку он представляет собой продажу услуг.
Обе ситуации запрещены пророческой сунной. В сборнике Бухари и Муслима сказано: «Пророк ﷺ запретил встречать караван…» до слов «а также (запретил) совершать торговую сделку за счет сделки своего брата».
Также в двух сборниках Бухари и Муслима сказано: «Пусть не продает человек что либо за счет продажи своего брата, не сватает кого либо за счет сватовства своего брата, только если он не получил одобрение».
Здесь запрет касается той ситуации, когда были оговорены стоимость или махр. В противном случае порицания не будет. Поскольку эта сделка является по своей сути бей‘ аль-музайада (торговая сделка с тем, кто предложит большую цену), дозволенной по шариату.
Однажды Пророк ﷺ продал кубок и потник тому, кто предложил большую цену. Таким образом, она не является порицаемой.
Запрет касается мусульманина и немусульманина из числа зимми или муста’ман. Слово «брат» в хадисе не имеет особого смысла с ограничивающим характером, наоборот, в целях отдаления от подобных занятий.
Фото: elements.envato.com, автор: towfiqu98
4. Встреча каравана
Данное действие может иметь два вида.
1. Скупщики продуктов питания встречают караван в тот год, когда люди крайне нуждаются в еде, с целью покупки и дальнейшей перепродажи с наценкой жителям селения.
2. Когда они скупают товар ниже рыночной цены вне ведения владельца товара. Эта сделка запретна по шариату, если вредит жителям селения или вводит в заблуждение хозяина товара, который не знает его рыночной стоимости. Из-за наличия вреда и обмана сделка является порицаемой. Если эта причина исключается, то порицание отпадает, поскольку в запрете учитывается отсутствие ущемления прав продавца.
Доказательство запрета в сообщении Муслима, который передал от Абу Хурайры: «Пророк ﷺ сказал: «Не встречайте караван! А тот, кто встретил и купил, если владелец товара пришел на рынок и узнал его цену, то имеет право выбора (хыяр)». Этот хадис указывает на наличие права выбора продавца, даже если он продал его по рыночной стоимости.
Знание этих 7 положений превращают сделку в недействительную
5. Торговля местного жителя (хадыр) с бедуином (бади)
Слово «хадыр» означает «жители городов и деревень», «бади» — «жители пустынь». Здесь подразумевается запрет на совершение купли-продажи любого товара с бедуином. В данном запрете учитывается снисходительность к жителям пустыни, выдвигается выгода группы людей над выгодой одного человека.
В качестве доказательства запрета такой торговли служит признанный хадис от Абу Хурайры: «Посланник Аллаха ﷺ запретил заключать торговую сделку местного с бедуином».
Порицание касается состояния засухи и отсутствия дождя. При иной ситуации порицания не будет из-за отсутствия причинения вреда бедуину. Более достоверно, что хадыр и бади — это посредник и продавец. В признанном хадисе от Ибн Аббаса сказано: «Не встречайте караван и пусть не продает хадыр бади. Я спросил у Ибн Аббаса: «Что подразумевается в словах «пусть не продает хадыр бади?» Он сказал: «Пусть не будет посредником».
"Гражданские и финансовые правоотношения"