Аравийский полуостров – колыбель исламской экономики

Что такое исламская экономика и чем она отличается от традиционной экономики в общем понимании? Почему отдельно не выделяют, скажем, христианскую или иудейскую экономику, а термин «исламская экономика» прочно вошел в научный и коммерческий оборот и исчисляется в конкретных цифрах (сегодня исламская экономика оценивается экспертами в более чем  2 трлн. долларов и темпы ее роста опережают темпы роста традиционных секторов экономики)? Какую роль сыграл Ислам в формировании современной мировой  экономики и как он влияет или способен повлиять на нее? Почему принципы исламской экономики являются универсальными и способны стать стержнем дальнейшего развития всей мировой экономики? Для ответа на эти и другие вопросы, прежде всего, нам необходимо обратиться к истории исламской экономики и ее основным принципам, установленным самим Всевышним Аллахом и Его Посланником – Пророком Мухаммедом (мир ему). Предлагаем вашему вниманию цикл статей, посвященных истории исламской экономики и ее основным принципам.

Перед тем, как познакомиться с историей исламской экономики, необходимо пролить свет на предпосылки зарождения исламской цивилизации и какие экономические связи в те времена уже существовали. Представление об этом позволит нам лучше понять, что же нового привнес Ислам в универсальные принципы экономики и какой глубины была социально-экономическая трансформация, совершенная Посланником Аллаха (мир ему) под четким руководством божественного откровения (Вахъи).

С точки зрения Корана, Ислам является религией Всевышнего Аллаха, которой Он доволен, и существует во все времена, начиная с первого человека на земле и до последнего. То есть, все пророки и посланники, отправленные Всевышним людям, были мусульманами (т.е. покорившимися воле Всевышнего Аллаха). Но существует и другое понимание Ислама, согласно которому это монотеистическая религия, возникшая и окончательно оформившаяся в 7 веке на Аравийском полуострове с приходом последнего Пророка Мухаммеда (мир ему). Здесь и далее мы будем придерживаться последнего понимания Ислама.

Аравийский полуостров является колыбелью таких независимых государств, как Саба, Маин и Химьяр, и таких государств-сателлитов, как Петра, Пальмири (Тадмур), Гасан и Хира, которые находились под патронажем Греции, Византии и Империи Сасанидов. Существование этих государств обязано экономической мощи последних. Они находились на пересечении континентов, в их руках был ключ от международной транзитной торговли. Имея этот ключ, они сумели быть активнее своих конкурентов на международной арене, и до тех пор, пока они могли поддерживать работоспособность этих торговых путей, они переживали свои золотые времена.

Самым ярким примером этого является государство Химьяр. Это государство опиралось преимущественно на сухопутную торговлю. Открытие правителем Египта Птолемеем Вторым (285-246 гг. д.н.э.) канала Нил-Красное море и открытие Греками возможности использования муссонных ветров для достижения центров производства в Индии и Африке стало причиной того, что государство Химьяр утратило роль транзитного перевозчика. Под контролем Химьяра была Йеменская торговля, морская торговля с Индией, Китаем и Суматрой, сухопутная же простиралась на весь Аравийский полуостров. В результате, когда Йемен захватили сначала эфиопы, а затем Персия и захватчики прибрали к рукам к тому моменту уже ослабшую морскую торговлю. В результате, с целью держать сухопутную торговлю подальше от иностранного влияния, ее сконцентрировали в Мекке.

Мекка, которая до этого не обладала сколь-либо значимой политической силой, попала под влияние химьярцев из Йемена, также, как и плодородные аравийские регионы – Наджд, Бахрейн и Оман.

До пятого века нашей эры, Мекка оставалась под контролем племени Хузаа, которое переселилось сюда из Йемена. Кусай ибн Киляб собрал вместе различные племена и, таким образом, создал племя Курайш. Члены этого племени очень быстро заняли место среди самых богатых торговцев города, и, тем самым, ослабили влияние племени Хузаа. Мекканцы, благодаря своим торговым связям, хоть и обладали значительным потенциалом, но, тем не менее, оставались на вторых ролях перед экспансией племен Химьяров и Лахмирцев из Хиры, которые хотели господствовать над плодородными землями Аравии. Таким образом, первый этап развития Мекки прошел под тенью этих двух политических и торговых центров. В этот период мекканцы вели локальные торговые операции и не осмеливались выходить за границы аль-Харама и ждали, пока иностранные торговцы сами дойдут до них.

К середине V века, наряду с чередой внутриполитических кризисов химьяров начались значительные изменения в истории Мекки. Отсутствие политической власти химьяров подготовило основу для упадка их торговли и производства, особенно на севере. В этой ситуации, после ухода с рынка Йемена, овладевшие храбростью мекканцы приступили к заполнению возникшей ниши.

Хорошо, но как бедные курайшиты, с закрытой до этого экономикой, масштабы экономической активности которых не превышали размера выручки с продаж на рынках Указ, Маджанна и Зульмаджаз, организованных вокруг Мекки только в запретные месяцы в составе цепи рынков, которые периодически организовывались в различных регионах полуострова, смогли приобрести статус торгово-транзитного центра полуострова?  Может быть, город-государство Мекка стало открытой свободной экономической зоной, или отказалась от протекционизма в пользу открытой экономики? Положительный ответ на это вопрос порождает другой вопрос:  каким образом? Ведь мекканцы не имели под собой базовых институтов, позволяющих принять на себя эту роль. А также они должны были сконструировать некоторые механизмы, для того, чтобы вывести свой экономический опыт и силу за пределы Мекки. Как раз в этот момент на помощь приходит организованный Хашимом институт «иляф». В Священном Коране в суре «Курайш» или «аль-Иляф», термин «иляф» соответствует таким значениям как союз, соглашение, договор и лицензия. Фактически, под словом «иляф» подразумевалась торговая ассоциация курайшитов и многосторонний торговый договор, который мекканская аристократия заключила с главами соседних государств.

(Продолжение следует)

Ринат Габбасов, старший преподаватель кафедры исламской экономики и управления РИИ

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle