Екатерина II
-
«Опасная» сила: отношение к исламу и мусульманам в самодержавной России
Ислам начинает рассматриваться не просто как «инородное» вероисповедание, а как «опасная» сила для самой самодержавной власти.
-
От абызов до магометанского собрания: кто выполнял роль мулл после завоевания Казанского ханства?
После завоевания Казанского ханства религиозная структура во главе с высшим мусульманским духовенством разрушается. В условиях религиозного давления со стороны российских властей усиливается роль местного самоуправления мусульман – джиена.
-
Данияр Гильмутдинов: «У татар свой, тюркский ислам»
Какой он – ислам у татар? Какое место татары-мусульмане занимают в мировой умме? На эти вопросы постарался ответить Данияр Гильмутдинов, сотрудник «Центр исламоведческих исследований» Академии наук в рамках запущенного Академией наук РТ.
-
Как возникло Оренбургское духовное собрание (из рукописи одного имама)
Представляем вашему вниманию вольный перевод отрывка из рукописи Габдулхака хазрата Садыкова (1885–1990), посвященной истории создания Оренбургского магометанского духовного собрания.
-
Сибирские бухарцы: торговцы, проводники и распространители ислама
Наравне с Российским государством сибирские бухарцы играли важную роль в Джунгарском ханстве. Они обладали не только полноправным статусом членов купеческого сословия, но и дворянскими правами. Но все же им пришлось столкнуться с некоторыми трудностями.
-
Как жили мусульмане после завоевания Казани?
Казань и ее жители подверглись разрушениям и жестокости со стороны Ивана Грозного. За смертью жестокого правителя последовало не меньше бед для мусульманского населения. Наша статья о том, с чем пришлось столкнуться мусульманам в этот сложный для них XVII век.
-
Екатерина II о городе Булгар
Однажды довелось полистать один из дореволюционных выпусков вестника Российского исторического общества, посвященного переписке Софии Фредерики Августы Анхальт-Цербстской (1729-1796), более известной под именем императрицы Екатерины II, которую мусульмане Поволжья ласково называли Әби-патша, т.е. Матушка-царица. Столь доброе отношение мусульман к императрице было ответом на ее политику по отношению к ее подданным, исповедовавшим ислам.