Три вида куфра (неверия)
Все, что может вывести человека из Ислама, делится на три вида, три части.
Первая часть – это вопрос убеждений, те, убеждения, которые могут нас сделать отступниками, даже если мы будем продолжать считать себя мусульманами.
Например, если человек будет считать, что Аллах – это один из трех, что наряду с Ним есть еще какие-то существа, достойные поклонения, обладающие какой-то властью или силой, которые могут принести ему пользу или вред, даже если он будет по сто раз в день произносить шахаду, он станет отступником. Не будет иметь значения – кем он себя при этом будет считать, пусть даже он будет продолжать считать себя мусульманином.
Также сюда входит приписывание Аллаху недостатков – к примеру, нельзя говорить, что у Аллаха нет Всезнания, что Он не знает о том, что сделает конкретный человек в тот или иной момент.
У шахады есть условия, если человек их не соблюдает, то его свидетельство веры будет недействительно. Ее смысл в том, что никто и ничто не достоин поклонения, кроме Аллаха, что лишь Он один совершенен, а все остальное нуждается в Нем, что без Его воли даже лист с дерева упасть не может, Он знает все деяния Своих рабов еще до сотворения мира. Если человек что-то из этого отрицает, он противоречит шахаде.
Также нельзя приписывать Всевышнему какие-то границы или образ или форму, как были в свое время секты, представлявшие Аллаха в виде света или в виде человека. Это все является неверием. Аллах сказал, что «нет ничего, подобного Ему». Саляфы говорили – что бы мы себе не представили, Аллах отличен от этого, у Него нет ни формы, ни образа, ни подобия. Любое воображение Аллаха подобно созданию идола. Если человек себе Аллаха как-то представляет, то он поклоняется своему воображению. Это очень опасное заблуждение.
Также выводит из Ислама сомнение в пророчестве Мухаммада, мир ему и благословение, оскорбление Пророка, унижение его. В любое форме – даже если это его касается как-то косвенно. К примеру, если человек будет издеваться над одеждой, которую носил Пророк, мир ему, чалмой, бородой – это относится к Пророку, мир ему, он так одевался, носил бороду. Это очень опасно. Нельзя издеваться над его родом – ахлю-бейт, его потомками, ибо они связаны с родством с Пророком, мир ему. Мы должны их уважать за их родство.
Нельзя издеваться над какой-то сунной Пророка, мир ему, это выводит из Ислама, даже если человек считает себя мусульманином. В книгах по фикху сказано: если человеку скажут – «нужно стричь ногти или пользоваться мисваком, потому что это делал Пророк, мир ему», а он ответит, что «мне на это наплевать, я не буду это делать, даже если он так делал», такие вещи делают человека отступником.
Также человек должен верить, что Коран – это неизменное Слово Аллаха, нельзя сомневаться в подлинности даже одной буквы из Корана, добавлять или убавлять что-то оттуда. К примеру, считать, что когда-то кто-то что-то прибавил или убавил в Коране, что-то в Коране было якобы изменено. Как считают некоторые шииты, что там было где-то имя Али, но нехорошие сподвижники убрали его оттуда. Ни одна буква из Корана не исчезла, не была изменена, Сам Аллах обещал, что Он будет охранять Свое откровение.
Все это мы говорим не для того, чтобы люди друг за другом следили. Нужно следить за собой, прежде всего. Даже если мы видим, что кто-то так поступает, мы можем лишь предупредить его, что это опасно, что это лишает его веры, призвать его покаяться. Но вынести ему такфир со всеми вытекающими последствиями – сделать его жизнь или имущество дозволенным, его брак с женой недействительным – может только шариатский судья в исламском государстве. «Хукм лиль хаким» - «хукм, право судить, принадлежит правителю». Такого человека приводят к кади, судье, тот объясняет ему его заблуждения, призывает его покаяться, ему дают время отказаться от этого, заново произнести шахаду. Если он соглашается, его прощают, если же нет, тогда к нему применяют те правила, которые применяют к вероотступникам.
Мы же об этом говорим, чтобы мы сами себя могли обезопасить, чтобы мы следили за собой.
Следующий момент, вторая группа действий – это куфр действием. К примеру, если человек Коран или бумагу, на которой написаны имена Аллаха, аяты Корана, бросит на пол или выбросит в грязное место, проявляя пренебрежение к Корану, это выводит из Ислама. Даже если он сделает это не намеренно, продолжая считать себя мусульманином. Это унижение религии, проявление пренебрежения к Откровению Аллаха.
Также могут вывести человека из Ислама какие-то действия, которые являются обрядами другой религии. К примеру, человек наденет на себя крестик или другой атрибут чужой религии, перекрестится или поставит свечку перед иконой, примет участие в немусульманском обряде. Даже если он это сделает в шутку, просто в виде игры или чтобы сделать приятное родственникам-немусульманам.
Третий момент – это словесный куфр. К примеру, человеку, который спорит или ссорится с кем-то, делают упрек – «как ты себя ведешь, разве ты не мусульманин?» А он, будучи в гневе, отвечает – «нет, я не мусульманин». Или человека спрашивают – «ты веришь в Бога?», а он как бы в шутку отвечает «нет, не верю». Ведь это он говорит осознанно, никто его не принуждает, такие вещи прощаются человеку, только если он их скажет под угрозой для жизни.
Также если человек что-то подобное говорит в расстройстве или отчаянии, к примеру, у него тяжело болеет родственник, и он говорит, что «если мой сын (моя дочь, моя жена) умрет, я больше не буду верить в Аллаха, я больше не хочу быть мусульманином, раз Аллах допускает такое» или что-то подобное.
Такой человек должен раскаяться и заново сказать шахаду.
Сюда не относятся оговорки, когда человека спрашивают – «ты мусульманин?», он хочет ответить «я мусульманин», но оговаривается и говорит «я не мусульманин». Или если с человеком говорят на чужом языке, который он плохо знает и что-то может произнести неправильно, употребить не то слово.
Также выводят из религии утверждения, что что-то из шариата устарело, и это сейчас соблюдать не нужно, что шариат был нужен для средневековых людей, для отсталых бедуинов. К примеру, утверждения, что женский хиджаб – это просто такая национальная арабская одежда, в современном мире так одеваться не обязательно, это уродует женщину и т.д. Или что арабы были нечистоплотные, поэтому им было приказано совершать омовение, тахарат, сейчас мы и так часто моемся, нам это не нужно.
Мы должны верить, что закон Аллаха – самый совершенный, никто из творений не может придумать ничего лучше, никакие человеческие законы и традиции не могут быть лучше законов Всевышнего.
Также выводит из религии отрицание чего-то, однозначно известного из религии. К примеру, обязательность пятикратного намаза, поста в Рамадан, выплаты закята. Такой человек будет отступником, даже если сам он продолжает это делать. Или если человек будет считать дозволенным что-то запретное – употребление спиртного или прелюбодеяние.
Поэтому, в данном случае, лучше быть грешником, который не совершает что-то из фардов, обязанностей, но продолжает считать их обязательными, чем соблюдать все предписания религии, считая их необязательными. К примеру, человек считает, что намаз не обязателен, но продолжает его делать по привычке, чтобы не расстраивать родственников, потому что его так приучили в детстве.
Да сохранит нас Аллах от подобных вещей, амин.