На чем основывается акыда ашаритов и матуридитов?
Один из методов критики мазхаба ашаритов со стороны его врагов — это попытка поставить под сомнение принадлежность к мазхабу ашаритов некоторых великих ученых Ислама, как Шейхуль Ислам ан-Навави или амир аль-му’минин филь хадис Ибн Хаджара аль-Аскаляни, приводя их мнения по вопросу о «первом ваджибе» или обязанности знать доводы каляма для каждого мукалляфа.
Метод такой «критики» прост: привести какое-то мнение известных алимов в частных вопросах, а потом говорить: «Вот, этот великий алим противоречит ашаритам в этом вопросе, поэтому нельзя его называть ашаритом, ведь он согласен с ашаритам только в части вопросов». Одним из сильнейших доводов против сектантов был и остается тот факт, что величайшие алимы Ислама были ашаритами, и поэтому они прилагают все усилия , чтобы опровергнуть этот факт.
Для понимания ложности подобных «доказательств», нужно уяснить следующее: любой мазхаб имеет основы, отрицание хотя бы одной из которых выводит человека из числа последователей данного течения, при этом есть вопросы второстепенные, по которым существуют разногласия внутри мазхаба, и высказывание мнения отличного от мнения большинства по этим вопросам не выводит человека за рамки мазхаба.
В данной заметке мы попытаемся перечислить основы, которые делают ашарита ашаритом, указывая после каждой основы тех, кто противоречит ашаритам в ней. Отрицание хотя бы одной из этих основ автоматически выводит человека из ашаритского мазхаба.
Шесть основ и их разъяснение
- Аллах существует вне времени и пространства, не занимает места, не является местом, не ограничен никаким видом направлений или ограничений.
Эта основа отврегает убеждения всех видов мушаббиха и муджассима. И не имеет значения, утверждают ли они направления подобные творению, либо направления неизвестные творению, либо место и ограничения «подобающие величию Аллаха».
Также эта основа отвергает мазхаб «вахдатуль-вуджуд», последователи которого исповедуют сущностную вездесущость Аллаха, что выражается в утверждении: «Аллах везде сущностно». فائدة (полезное примечание)
Если мы встречаем выражение «Аллах везде» без добавления слов «сущностью», то такие слова можно понять, как «везде знанием» или «везде правлением». Тем не менее, следует избегать подобных выражений, потому что ахлюс-сунна говорят: «Аллах существует вне места и направления», а «везде» — это место и направление.
Также следует разделять между акыдой «вахдатуль-вуджуд» и акыдой «хулюль». Акыда «вахдат» заключается в убеждении, что реально существует только Аллах, а остальные существующие не имеют объективную природу и подобны теням и отражениям, а акыда «хулюль» говорит о слиянии «божественного с тварным». Оба эти отклонения являются неверием в основе.
Рашид Исаев
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Анонимная исламская линия доверия: Я приняла Ислам, не девственница, не могу из-за этого выйти замуж
Я приняла Ислам три года назад, совершаю намаз, держу пост, поминаю Аллаха. Я русская и в Ислам пришла самостоятельно, изучив его основы и общаясь с сёстрами-мусульманками. Хочу выйти замуж, чтобы иметь надёжную защиту от шайтана. Так как я живу в немусульманском обществе, то искать мужа я начала на одном из исламских сайтов знакомств. Спустя некоторое время мне пришло сообщение от брата-мусульманина с предложением познакомиться
-
Совет мусульманину и христианке, решившим создать семью
Однажды к известному муфассару (толкователю Корана) и писателю Махмуду Ходже за советом обратились юноша-мусульманин и девушка-христианка. Они поведали мудрецу, что влюблены и решили пожениться. Единственным препятствием на их пути стало категорическое неприятие со стороны родителей жениха смешанных браков
-
Является ли большая разница в возрасте препятствием для брака?
В нашей религии четко установлены те категории лиц, бракосочетание с которыми является харамом. Поэтому если женщина, на которой мы хотим жениться старше нас, или, наоборот, младше нас, то это...
-
Сегодня в мечетях прочитают первый таравих. Как он совершается?
Завтра наступает долгожданный для каждого мусульманина священный месяц Рамадан, а уже сегодня в мечетях прочитают первый таравих-намаз. Таравих совершается только в месяц Рамадан и является обязательной сунной как для мужчин, так и женщин. Женщинам лучше совершать его дома, мужчинам - в мечети. Совершается ежедневно после иша-намаза.
-
Три группы людей, которые первыми разожгут огонь ада
Факих сказал: «Факихи передали от Гукба бин Муслима, а он от Самира Аль-Асбахида: «Поистине, этот Самир пришел в Медину и увидел там одного человека, возле которого собрались люди. Самир спросил: «Кто это?» Люди ответили: «Абу Хурайра». Самир подошел поближе к Абу Хурайре. В это время Абу Хурайра что-то рассказывал людям. После того, как он закончил свою речь и остался один, Самир сказал ему..
-
Почему плакала Кааба?
- Когда Всевышний позвал к себе дух пророка Давуда (а.с.), Джабраил (а.с.) явился к Сулейману (а.с.), чтобы принести ему соболезнования, и сообщил, что Аллах избрал его халифом для сынов Исраиля. Пророк Сулейман (а.с.) покинул могилу отца и, зайдя в храм, взял в руки знамя и надел на голову царскую корону. Знаменем, оставшимся от пророка Йусуфа (а.с.), он накрыл священный табут.
-
Отличие фарда от ваджиба у ханафитов
Мы знаем, что пропуск чтения хотя бы некоторой части из Корана делает молитву недействительной, так как в 20-м айате суры 73 "Муземмиль" Благородного Корана предписывается: "… читайте из Корана то, что вам легко". В то же время, не чтение конкретной суры "Фатиха" в молитве, не делает ее недействительной, хотя, такое положение уменьшает ценность молитвы.
-
Как правильно толковать сны по исламу?
Ислам признает, что человек — это создание, состоящее из тела, разума и души. Сновидения непосредственно связаны с душой человека и являются связующим элементом между душой и миром сокровенного. Некоторые сны могут нести в себе какую-то новость, а некоторые...