Как поступить в случае, если вы нашли потерянную кем-то вещь?
Каждый из нас сталкивался с тем, что случайно находил какую-то потерянную вещь и задавался вопросом, как ему поступить, что следует делать согласно шариату.
Мы приводим основные правила из книги Али Ашрафа Санви Бехешти Зевар по этому вопросу:
- Если человек нашел на дороге, тропе или в месте скопления людей какой-то предмет, запрещено (харам) поднять его и оставить себе. То же касается случая, когда человек приглашает гостей для угощения или с какой-то иной целью и кто-то их них забывает у него в доме свою вещь, запрещено брать эту вещь и оставить себе. Если человек подбирает утерянную кем-то вещь, он должен делать это с намерением найти хозяина и вернуть ему ее.
- Если человек нашел что-то и не стал поднимать, на нем нет греха. Но если он нашел вещь в таком месте, что велика вероятность того, что кто-то другой, вместо него, подберет эту вещь и не вернет владельцу, для этого человека становится обязательным (ваджиб) подобрать потерянную кем-то вещь и вернуть хозяину.
- Как только человек подобрал найденную им вещь, на него ложится обязанность найти ее владельца и вернуть ее ему. Если он подберет вещь и положит ее обратно или возьмет вещь себе, не разыскивая ее хозяина, он совершит грех. В данном случае не играет роли, нашел он ее в безопасном месте, из которого она бы не пропала, или в том месте, где было небезопасно, то есть не имеет значения, была на нем обязанность подобрать ее или нет. В обоих случаях действует одинаковое правило: как только человек подобрал вещь, он обязан найти ее владельца. Ему не разрешается вернуть вещь на место, где он ее нашел.
- Когда человек находит утерянную вещь, он должен искать ее владельца и объявить в публичном месте, куда ходят мужчины и женщины, о своей находке. Если женщина не может прийти в место, где собираются мужчины, ей следует попросить своего мужа или другого мужчину, чтобы он объявил прилюдно о находке. Необходимо ясно сказать, какая именно вещь была найдена и призвать владельца прийти и забрать ее.
Тем не менее, не следует в подробностях рассказывать, что было найдено, чтобы за находкой не пришел обманщик, жалеющий завладеть ей не по праву. Вместо подробностей следует дать общее описание вещи. Например, человек может сказать, что нашел какое-то украшение, предмет одежды или кошелек. Когда предполагаемый хозяин вещи придет и даст подробное описание этого украшения, предмета одежды или кошелька, следует отдать ему вещь.
- Если человек активно разыскивает владельца найденной им вещи и публично объявил о своей находке, но так и не может найти хозяина, и его покидает всякая надежда вернуть вещь владельцу, следует отдать найденную вещь в виде милостыни. Если этот человек сам беден, дозволено оставить вещь себе. Если появится владелец и потребует свою вещь уже после того, как человек отдал ее в качестве милостыни, он (владелец) может потребовать возмещения стоимости утраченной им вещи. Если он одобрит эту милостыню, то получит за это награду.
- Если в чей-то двор попадет домашний голубь или попугай, необходимо найти его владельца. Запрещено оставлять птицу себе.
- Если манго, гуава или любой другой фрукт, упавший с дерева, лежит в чьем-то дворе или саду, нельзя поднимать его и есть. Тем не менее, есть эта вещь настолько незначительна, что никто не станет ее искать и хозяин не будет оскорблен тем, что кто-то взял и съел его плод, дозволено поднять это и оставить себе. Например, если человек нашел какой-то фрукт, не будет вреда, если его подобрать.
- Если в доме или в лесу найден клад, применяются описанные выше правила, то есть человек не имеет права оставить его себе, необходимо найти владельца. Если владельца найти не получилось, клад следует раздать в виде милостыни. Если человек беден, дозволено оставить найденное себе.
Рашид Исаев
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соцсетях!
Читайте также:
-
Мухаммад Али: Жизнь в Исламе
Американский боксер, трехкратный чемпион мира в тяжелом весе, принял Ислам в 1965 году. "У меня было много приятных моментов в жизни. Но те чувства, которые я испытал, стоя на горе Арафат (недалеко от Мекки, Саудовская Аравия) в день Хаджа, были самыми неповторимыми. Я был поражен неописуемой духовной атмосферой в месте, где более полутора миллионов паломников просит Бога о прощении грехов и даровании им Его благословения.
-
Если человек что-то выучил из Корана, а потом забыл, будет ли на нем грех?
Вопрос:
Я слышал, что если человек что-то выучил из Корана, а потом забыл, на нем будет грех. Так ли это? И можно ли читать Коран с мусхафа, когда мусхаф был доверен на хранение?
-
Ислам в ОАЭ
Национальный образ жизни ОАЭ строго обусловлен принадлежностью к исламской традиции. Ислам находит отражение во всех аспектах жизни в ОАЭ: стиль жизни, политика, бизнес, искусство. Тем не менее, государство очень толерантно по отношению к представителям других религий, дает большую свободу вероисповедания. Однако правительство не жалеет усилий для защиты религиозных и традиционных интересов страны.
-
Для чего паломники бросают камни в Джамарат?
Забрасывание шайтана камнями в долине Мина, является...
-
Чем заняться молодой незамужней мусульманке?
Я часто встречаю девушек-мусульманок, которые еще не обзавелись семьями и находятся в поиске праведного супруга. И очень часто эти поиски приводят к тому, что девушки не используют свое время продуктивно и полезно перед тем, как выйти замуж.
-
1000-летние рецепты стройности от мусульманских врачей
Ожирение – не новая болезнь, от нее страдали еще в древности, и тема эта вызывала интерес с точки зрения медицины. Первые упоминания о нем датируются 1620 годом в работах Томаса Веннера. В средневековой Европе завершается эпоха греко-римской медицины, и никакого прогресса в этой области не предвидится вплоть до эпохи Ренессанса. Тем не менее, в этот же период на востоке с распространением ислама получает развитие медицина.
-
Что значит слово "ИншаалЛах"?
-
Почему описания Рая рассказывают только о материальных удовольствиях?
Почему все описания Рая рассказывают только о материальных удовольствиях - вкусной еде и напитках, красивых девушках и тому подобном? Неужели человеку следует желать Рая только ради того, чтобы хорошо поесть, красиво одеться и жениться?