Фото: Hany Musallam/ shutterstock.com
Есть известный хадис о том, что умма мусульман разделится на семьдесят три течения, и все они будут в Аду, кроме одного, это и есть спасшаяся группа Ахлю-с-Сунна Валь-Джамаа.
Ас-Сахави говорит в «Аль-Макасид аль-Хасана»: «Хадис о «разделении общины» приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, сказавший: «Хадис хасан сахих». Также этот хадис приводит Абу Дауд от Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Иудеи разделились на семьдесят одно течение или семьдесят два течения, так же христиане. И разделится моя община на семьдесят три течения, и все они в Огне, кроме одной». Мы спросили: «Кто это, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Кто [придерживается того же], чего [придерживаюсь] я и мои сподвижники». Также этот хадис приводят ибн Хиббан и аль-Хаким в своих «Сахихах». Аль-Хаким сказал: «Это величайший хадис в вопросах основ [религии]»».
О достоверности этого хадиса высказались Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Мунзари, аш-Шатыби в «Аль-Итисам» и ас-Суюты в «Аль-Джами ас-Согир» .
Что касается заявления некоторых современных «мыслителей» о недостоверности этого хадиса или его части «и все они в Огне, кроме одной», то их критика хадисов, в принципе, не может быть принята, потому что правом определения достоверности и недостоверности хадиса обладают только мухаддисы, достигшие степени «аль-хафиз», а эти люди даже простыми мухаддисами не являются.
Имам ас-Суюты в своей книге «Альфият» по терминологии хадисов говорит:
"Бери его, если на это хафиз указал,
Или из сборника, в котором собраны только достоверные".
Также в качестве довода можно услышать, что эти хадисы не приводятся у Бухари и Муслима и поэтому недостоверны. Это удивительные слова, потому что ни Бухари, ни Муслим не ставили для себя задачи собрать ВСЕ достоверные хадисы, как они ясно говорят в предисловии к своим сборникам. И поэтому сам факт отсутствия какого-то хадиса у Бухари или Муслима не указывает автоматически на его недостоверность.
Что касается смысла хадиса, то, разумеется, в Аду заблудшие группы окажутся не как неверующие, но как грешные мусульмане, ахлю-кабаир (кто совершал большие грехи). Но те из них, кто отвергал ма’люм мин ад-дин би д-дарура (то есть то, что однозначно известно из религии) – к примеру, те заблудшие, кто, говорил, что имам Али, да будет Аллах им доволен, был Богом, творцом небес и земли, или утверждающие, что Коран искажен, – они кяфиры и будут в Аду вечно.
Но в основе мы говорим, что ахлю-бида, люди, которые искажают религию, не кяфиры (неверующие), пока не отрицают то, что однозначно известно из религии. К примеру, то, что Аллах – Единственный Творец мира, что Он совершенен, Ему не присущи недостатки, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, – последний Пророк, после него не будет других пророков и откровений, что намаз или пост обязательны, что зина (прелюбодеяние) или алкоголь запретны и т. д. Если они это отрицают, как те, которые говорят, что их учитель Гулям Ахмад был пророком, наби (они говорят, что он не расуль, у него не было нового шариата или новой книги, но что он получил вахью, откровение от Аллаха), такие люди – неверующие.
Рашид Исаев
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.