История ислама на территории России начинается в Дагестане. Распространение ислама проходило здесь в два этапа — в VII–X вв. и X–XV вв. Первый этап пришелся на ожесточенные арабо-хазарские войны, в ходе которых правители Арабского халифата предпринимали многочисленные походы на территорию Дагестана, но прочно закрепиться они смогли лишь в южной части Страны гор. Наиболее ранние походы арабов в Дагестан относятся к первой половине VII в., когда они в 642-643 гг. завоевали Дербент. В последующем город переходил из рук в руки, подчиняясь то арабам, то хазарам, пока в начале VIII в. здесь окончательно не закрепились арабы.
Начиная с этого вре-мени, Дербент превращается в крупнейший на Кавказе центр ислама, опорный пункт для распространения ислама и арабо-мусульманской культуры на всем Северном Кавказе. Первая половина VIII в. — это время беспрерывных вторжений арабов на территорию Дагестана. Эти походы привели к вытеснению хазар в районы Нижнего Поволжья. Завоевания арабов сопро-вождались насаждением ислама среди покоренных народов. Однако, несмотря на опустошительные набеги, массового рас-пространения ислама в этот период не произошло. Лишь район Дербента долгое время был арабским форпостом на дагестанской земле, ставшим к середине X в. мусульманским городом, которым управляла местная мусульманская династия.
Со второй половины X в. начинается новый этап в исламизации Дагестана. В этот период происходит упрочение торговых и культурных контактов со странами Ближнего Востока: добившиеся фактической самостоятельности местные правители начинают способствовать распространению ислама в своих владениях для усиления собственной власти.
С середины X по XV вв. наступает новый этап в истории распространения ислама в Дагестане, который окончательно утвердился в регионе в этот период. Сюда активно проникает суфизм, ставший духовной опорой распространения ислама. Дербент становится крупным духовным центром, в котором сложились устойчивые традиции мусульманского права, су-фийской и исторической литературы. В XIII в. здесь уже было несколько медресе. Значительную роль в распространении ислама сыграли тюркские племена (турки-сельджуки, монголы, войска Тимура).
После принятия верхушкой Золотой Орды ислама Дагестан оказался включенным в состав об¬ширного исламского государства, объединяющего не только весь Северный Кавказ, но и Поволжье, и Центральную Азию. В XII-XIV вв. ислам закрепляется среди даргинцев в Кубачи. В Аварии распространение ислама столкнулось не только с до-монотеистическими религиозными верованиями, но и с христианством, имевшим в ряде мест прочные позиции.
К XV в. в Дагестане ислам практически вытеснил другие религиозные верования, что свидетельствовало о завершении процесса распространения этой религии в регионе. Однако исламу не удалось полностью вытеснить местные обычаи. На Северном Кавказе вплоть до начала XX в. параллельно существовал суд по адату и шариату. По шариату решались все дела, касающиеся религии, семейных отношений, наследования и некоторых гражданских исков. Уголовные дела, общественные постановления и дела по изменению собственности продолжали решаться по адатам.
Начиная с XVI в., преобладающее влияние на развитие ислама на Кавказе начинают оказывать Османская империя и Персия. Оно сказывалось не только в стремлении включить этот регион в состав этих государств, но и привело к распространению суфийского тариката накшбандийя. Тарикат — это метод мистического познания, зародившийся в Х-ХI вв. на Ближнем Востоке. Организационно это движение опиралось на институт «учитель-ученик». Центральной фигурой был наставник, которому ученик (мюрид) беспрекословно подчинялся как единственному проводнику по пути познания ис-тины. На базе этих отношений постепенно сформировалась иерархическая система религиозных школ, которая получила название суфийских орденов. К ХVI-ХVII вв. отношения «наставник-ученик» сменились связью «святой-послушники».
Суфизм способствовал углублению влияния ислама, а, с другой стороны, накладывался на традиционное деление общества, сливаясь с его социальной организацией. На Кавказе, где власть местных правителей опиралась преимущественно на традиции и обычаи, которые ислам не приветствовал, вспыхивающие выступления против местных феодалов зачастую принимали оттенок борьбы за чистоту следования законам шариата. Начиная с XVII в., предводителями такого движения становились суфийские шейхи, которые противо¬стояли так называемому официальному духовенству.
В отличие от Дагестана, в других районах Северного Кавказа, в частности, в Чечне и Ингушетии, распространение ислама начинается сравнительно поздно. Только с XVI в. благодаря деятельности мусульманских миссионеров из Дагестана постепенно начинается распространение ислама в Чечню. В Кабарду ислам проник также в XVI в. В позднее Средневековье кабардинцы представляли собой основную группу мусульманского населения в центральной части Кавказа. Исламизация местной знати, а впоследствии и большинства населения этой страны, была прямым следствием господства над ними крымских ханов.
• В XVIII в. распространению ислама в Осетии способствовало влияние соседней Кабарды, Дагестана и Чечни. Но ислам все-таки не стал господствующей религией в Осетии. Довольно большая часть осетин признавала православие.
• На территорию современной Карачаево-Черкесии ислам проник еще в XIV-XV вв. Его реальное распространение среди местных черкесских и адыгейских племен, как и среди остальных адыгейцев северно-западного Кавказа, начинается только с XVII века. Исламу помогло ослабление россиийско-черкесских взаимосвязей и усиление влияния в этом регионе Крымского ханства. Среди тюркоязычных карачаевцев (потомков древних половцев) ислам стал распространяться только в XVIII в., и то под влиянием Крымского ханства, а окончательно в Кабарде ислам утвердился только в XIX в.
Рафик Мухаметшин. "История Ислама в России"