К середине VII в. в Западной Евразии власть тюркских каганов ослабла, и в причерноморских степях возникло государство Великая Болгария. Болгарские племена, жившие в степях Кубани и Причерноморья, в 600-е гг. сформировали свое этнополитическое объединение. Некоторое время оно находилось в зависимости от Аварского каганата, но в 635 г. правитель болгар Органа и его племянник Кубрат, выросший при дворе византийского императора и, видимо, там крещеный (примерно в 619 г.), сбросив власть Аварского каганата, создали в степях Восточного Причерноморья союз племен, вошедший в историю под названием «Великая Болгария».
Обычно считается, что праболгары в период прихода в Волго-Уральский регион были язычниками. Основой болгарского верования было тюркское тенгрианство. Характерными особенностями культа Тенгре как владыки Верхнего мира было поклонение солнцу, луне, грому, высоким деревьям. Но в этот период религиозная ситуация в регионе была довольно сложной. Известно, что Кубрат крестился, христианами была и какая-то часть праболгарской знати.
После распада Великой Болгарии пять сыновей Кубрата во главе своих племен оказались на разных территориях: в Нижнем Подунавье, Паннонии, Среднем Поволжье, Подонье и Северном Кавказе.
Булгарские племена, переселившись в Поволжье в конце VII в., оказались в окружении тюрко-угорского населения. В процессе формирования государства наиболее сильной оказался союз племен булгар во главе с Алмушем.
Булгарские и другие тюрко-угорские племена Волго-Уральского региона в VIII-IX вв. находились в политической зависимости от Хазарского каганата, где уже в середине — конце VIII в. распространяется иудаизм. К моменту создания булгарского государства в Среднем Поволжье религиозная ситуация была сложной, а духовная культура тюрко-булгарских племен носила синкретичный характер.
С началом установления регулярных торгово-экономических отношений со странами Востока с конца VII в. и возникновением Волго-Балтийского торгового пути связи с мусульманскими странами становятся регулярными. Появление первых проповедников и начальный этап знакомства с исламом, скорее всего, в регионе относится к VIII в.
Распространение ислама среди булгар связано с объединением различных племен под эгидой булгар во главе с Шилки и особенно его сыном Алмушем. Важнейшим политическим мотивом этого было стремление добиться независимости от Хазарского каганата. Алмуш, как и другие вожди тюрко-угорских племен Волго-Уральского региона, находился в вассальной зависимости от кагана хазар и платил ему дань мехами, а сын Алмуша находился заложником в столице Хазарского каганата — Итиле.
Поэтому распространение ислама следует относить к периоду надплеменного этнополитического объединения. Основной причиной распространения ислама среди булгар стали внутренние факторы, объединение различных племен под властью булгар.
Почему из всех мировых религий в Поволжье распространился именно ислам? С одной стороны, христианство не могло быть привлекательно для булгар, поскольку ближайшая тогда христианская держава — Византия находилась в союзе с Хазарией и не оказывала сколько-нибудь активного влияния на Поволжский регион. А с другой стороны, особую роль в этом выборе сыграли активно развивающиеся торгово-экономические отношения Поволжья со странами Средней Азии — Хорезмом и державой Саманидов. Благодаря прямому торговому пути в Среднее Поволжье мусульманские купцы получили доступ к северным товарам в обход Хазарии.
Таким образом, ислам в Поволжье пришел из Средней Азии и Бухары. В IX-X вв. в Средней Азии, особенно при дворе Саманидов, наибольшее распространение получил ханафитский мазхаб ислама, в то время как в Багдаде утвердился шафиитский мазхаб.
Точная дата принятия ислама Алмушем неизвестна, но ее можно отнести к первому десятилетию X в. Так, известный арабский путешественник Ибн Русте, записи которого относятся к 903–913 гг., сообщает, что «Царь Болгар, Алмуш по имени, исповедует ислам», а «большая часть их (т.е. булгар) исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэззинами и имамами».
Важнейшим событием, знаменовавшим утверждение ислама в Булгарии, стал обмен посольствами между Алмушем и багдадским халифом ал-Муктадиром. Это посольство сыграло определяющую роль в дипломатическом признании Волжской Булгарии как мусульманской страны, дало мощный импульс распространению ислама среди булгар и открыло для цивили-зованного мира огромную страну, раздвинуло мусульманскую ойкумену до Средней Волги.
С тех пор восточные дипломаты и историки стали пристальнее всматриваться в политические процессы в бурлящей Восточной Европе, где появилось самое северное исламское государство — единственный и естественный союзник для любой восточной страны, имеющей интересы в Поволжье и надежный торговый партнер для всех купцов, торгующих северными товарами.
Булгары пытались распространить ислам и на Русь. В 985 г., после похода на Булгарию Владимира I, был заключен мирный договор. В «Повести временных лет» сохранился рассказ о выборе веры в 986 г., когда булгары пытались обратить Владимира в ислам.
Проявляла активность Волжская Булгария и в контактах со странами ислама. Есть сообщения о посылке правителем Булгара в 1024–1025 г. в Бейхак — в область Нишапура — денег для строительства двух мечетей.
С принятием ислама среди булгар стало распространяться восточное просвещение и грамотность. Уже в начале X в. в булгарских городах и поселениях появились мечети и медресе, в них трудились крупные ученые и богословы. Булгары, приняв ислам, оказались в некоторой изоляции. Но, тем не менее, как писал энциклопедист аль-Бируни, «булгары хотя и оторваны «от коренных стран ислама», но «не лишены сведений о халифате, халифах».
В Волжской Булгарии духовная культура и наука достигли высокого уровня. В XI в. жил и творил знаменитый булгарский ученый-энциклопедист Ходжа Ахмад аль-Булгари, автор книг «Всеобъемлющий», «Полезные сущности» и «Булгарский путь». Ко второй пол. XI–нач. XII вв. относится творчество философа и историка Хамида бине Идриса аль-Булгари. В первой половине XII в. была написана первая «История Булгар», принадлежавшая Якубу ибн Нугману аль-Булгари. Его современником был выдающийся богослов из г. Сувар Сулейман ибн Даут аль-Саксини-Сувари, автор книги «Свет лучей — правдивость тайн».
В первой половине XIV в. жил и работал выдающийся законовед Бурханетдин Ибрагим аль-Ханафи, автор книги «Основы дискуссий».
Под влиянием арабской и среднеазиатской культур в Волжской Булгарии возникает научная фармакалогия. На рубеже XI-XII вв. Ходжа аль-Булгари, а в XIII в. братья Таджутдин и Хасан ибн Юнус были известны своими трудами и пользовались огромной популярностью среди населения. Таджутдин прославился как автор книг «Лучшее лекарство от отравления», «Возможности лекарственных трав».
В начале XIII в. была написана поэма «Кыйсса-и Юсуф» Кул Гали — одно из самых замечательных произведений тюрко-татарской литературы. Основанная на кораническом сюжете, она свидетельствовала о большом поэтическом потенциале тюркских народов Поволжья.
Источники свидетельствуют о распространении в Булгарии и суфизма. По сведениям ал-Гарнати, автор не дошедшей до нас «Истории Булгар» Йакуб ибн Нугман был учеником известного нишапурского правоведа Абу ал-Ма’али ал-Джувейни (1028–1086), который был одновременно и суфием.
Ислам с конца IX в. проникал в духовную культуру общества, изменив ее тюркские традиции и оттеснив языческие культы в область суеверий. Расцвет государства, рост городов, утверждение на всей территории страны унифицированной духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности средневековых булгар, идейную основу которой составляло мусульманское мировоззрение.
Рафик Мухаметшин. "История ислама в России"