1. Современный период для ислама начинается с экспедиции Бонапарта в Египет (1798–1801), положившей начало колониальному освоению Ближнего Востока.
2. XIX — начало XX вв. (до 1914 г.) были ознаменованы распадом Османской империи. Из ее состава вышли европейские владения:
3. После Первой мировой войны активизировалось арабское национальное движение и произошли коренные изменения в Турции. В 1919 г. было создано революционное правительство во главе с Мустафой Кемалем.
4. После отмены халифата (1924 г.) Турция стала светской республикой.
Постепенно на Ближнем Востоке появляются различные государства с демократическим или псевдодемократическим режимом, иногда с тенденцией к военной диктатуре.
5. После Второй мировой войны многие государства получили независимость:
6. В 1945 г. была создана Лига арабских государств (Египет, Аравия и Йемен, Трансиордания, Ирак, Сирия, Ливан), целью которой явилось «сохранение независимости и суверените¬та», а также соблюдение интересов других арабских стран.
7. Если на Ближнем Востоке, затем в странах Магриба, с 1945 года постепенно осуществлялась деколонизация, то в странах, доверивших разработку своих нефтяных ресурсов иностранным компаниям, продолжалось экономическое владычество англо-американского капитализма (в Иране — с 1909 г., в Ираке — с 1918 г., в Бахрейне — с 1931 г., в Саудовской Аравии — с 1936 г., в Кувейте — с 1938 г., в Египте — с 1944 г.), попытки освободиться от которого приводили к конфликтам между исламскими странами-производителями и более развитыми государствами-импортерами.
8. Осуществление раздела Палестины (1948) вызвало войну между новым государством Израиль и приграничными арабскими государствами, продолжавшуюся в 1956, 1967 и 1973 гг.
9. В современном мире насчитывается более одного миллиарда мусульман, которые распределены на несколько групп:
10. Из этой массы арабоязычные страны составляют лишь одну шестую часть. Среди них подавляющее большинство составляют сунниты, шииты — 10%.
11. Что касается богословско-правовых школ, на первом месте стоит ханафизм (более трети от общего количества), затем шафиизм, маликизм и ханбализм.
12. Мусульманский мир включает следующие независимые государства:
13. Ближний Восток до сих пор продолжает служить ареной соперничества различных движений, среди которых есть и такие, которые выступают за принятие не только западных технологий, но и политического и социального режима европейских стран. Это, в частности, продемонстрировала Турецкая республика, которая под влиянием Мустафы Кемаля провела ряд реформ. Правда, после выборов 1950 г. в Турции проявились консервативные тенденции (восстановление религиозного образования в школах), но различные последствия во внутренней политике Турции, вызванные этим фактом, не помешали стране остаться верной своему идеалу светского государства. В советских республиках модернизация, которую стали жестко применять после 1920 г., была немного смягчена после 1990 г.
14. Другие страны осуществляли модернизацию не так радикально. Так, шиитский Иран безболезненно начал европеизацию во время правления династии Пехлеви (гражданское законодательство и апелляционный религиозный суд, отмена чадры). Большинство государств Ближнего Востока в XX веке в различной степени применили эти идеи: парламентарный режим, отказ от идеи халифата, возникновение профсоюзного движения (Египет, Иран, Сирия, Иордания). Модернизму в этом регионе противостоит и консерватизм таких стран, как Саудовская Аравия.
Модернизм и консерватизм являются радикальными решениями социально-политических и идеологических проблем. Это понимали многие прогрессивные мыслители, которые пытались одновременно заботиться о сохранении исламских ценностей и осознавали необходимость их адаптации.
15. В Египте вслед за Джамал ад-Дином ал-Афгани (1839–1897), который основал в Париже (1883) политическое и религиозное движение, Мухаммад Абдо (1849–1905) разработал теологический и культурный реформизм, длительное время оказывавший влияние на умы египтян. Как и ваххабиты, он предложил очистить ислам, поборов народные суеверия и культ святых и проповедуя возврат к первоначальной вере, но лишь для того чтобы найти принцип обновления; поэтому он выступал за повторное открытие иджтихада, воспринимая разум как второй источник после Корана. Кроме того, убежденный в необходимости согласия между наукой и религией, он попытался развить преподавание европейских наук и истории наряду с высшим мусульманским образованием. В политике он воспринял «либеральные» идеи. Это усилие было продолжено в более консервативном направлении в 30-е годы ХХ века Рашидом Ридой, редактором журнала «Ал-Манар».
16. В Индии реформизм принял более философскую и либеральную ориентацию. Под влиянием Ахмад Хана в стране стало развиваться высшее образование. В основе образования, получаемого в кружках Деобенда, преобладало антимодернистское направление. Поэт-философ Мухаммад Икбал, призывая мусульман к действию, сделал попытку возрождения суфизма с позиций гуманизма.
Читайте также: В 2050 г. большинство мусульман мира будут жить в этой стране
17. Модернизм продолжает проникать в жизнь, периодически вызывая острую критику мусульманского общества, в то время как возврат к фундаментализму утверждается в самых различных мусульманских кругах, и чаще всего достаточно прочно. Самым ярким результатом подобной ситуации была, несомненно, революция, положившая конец шахскому режиму в Иране и установившая в 1979 г. исламскую республику во главе с аятоллой Хомейни.
18. В то же время арабские страны добровольно и прагматично продолжали перенимать западные технологии, модели и в определенной степени концепции и представления. Большинство арабских стран, к примеру, избрали принцип суверенной нации-государства и западные модели политического управления: принятие конституции, развитие парламентаризма, создание политических партий.
19. Многие также приняли заимствованные на Западе кодексы, признали международные и региональные организации и судебные институты в ведении дел с другими странами, организовали и экипировали свои вооруженные силы по западным стандартам.
20. В последнее время большинство арабских стран также установили общенациональную цель — построение современной индустриальной экономики, внедрили современные технологии в сельском хозяйстве, транспортных коммуникациях и сделали большие инвестиции в образование, в сферы отдыха и развлечений.
По материалам книги Рафика Мухаметшина "История ислама в России"