«Разве станет Аллах наказывать вас, если вы будете благодарны [Ему] и уверуете [в Него]? Ведь Аллах вознаграждает благодарных и знает то, что они делают».
(Ан-Ниса, 4/147)
Слово БЛАГОДАРНОСТЬ состоит из трёх частей. Первая — это БЛАГО, вторая — это ДАР, третья — это НЕСТИ.
Большого труда не составит, чтобы понять истинное значение этого слова.
Благодарить — это глагол, а глагол обозначает действие. Это не самоанализ наших поступков и составление списка всего того, что у нас есть. Это конкретные действия, которые отражают всю силу нашей благодарности Всевышнему.
«Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим).
Есть три вида благодарности – языком, сердцем, всеми органами.
Как она рождается ? — Через боль и потери. Человек, по созданию Всевышнего, быстро и много забывает. А потом присваивает себе то, что дано ему с Любовью от Творца.
Где она живёт? — В сердце. В потребности сердца-отдать, быть полезным в своем действии/деле, имея при этом искреннее намерение.
Как она проявляется? – В искреннем поклонении-шукур Создателю, в следовании Его законам и предписаниям.
Противоположность(альтер эго) благодарности — нафс. А ведь эго — это часть нас, по МудростиВсевышнего, и получается, что чем активнее онораспоряжается жизнью человека, тем меньше благодарности в сердце.
Вся наша жизнь крутится вокруг оси поклонения нашему Создателю, для понимания ценности того, что у нас есть в этой дунье. И это не измеряется общим человеческим понятием — мало/много.
Благодарность — это капитуляция своих желаний, представлений, особенностей национальной принадлежности, воспитания — перед Волей Всевышнего, перед Его законами. Чем больше мы работаем, очищая своё сердце, приструнивая свой нафс, тем больше благого в человека заходит, вытесняя, как из сосуда, все лишнее и не угодное Богу.
Но основное это — боль. Зачастую,сталкиваясь в этой жизни с трудностями, мы обращаемся к Всевышнему и начинаем УЧИТЬСЯ благодарить. Через действие, а не просто мыслями или подарками, мы воздаём нашему Создателю.
В светском обществепонятие «благодарность» относят к нравственной ценности, но в нашей наипрекраснейшей религии — благодарность относят к одному из видов поклонения. Если каждое свое действие мы связываем с признательностью к Всевышнему, то наши бури как внешние так и внутренние стихают, и именно в этом состоянии снисходит баракят.
Как много надо потерять, чтобы приобрести эту сердечную особенность? Порой и глубокие душевные раны не отвращают от своего низкого «Я». А порой и малости достаточно, чтобы осознать и испытать бесконечную благодарность.
«За каждый свой сустав людям надлежит давать милостыню (садака) каждый день, над которым восходит солнце. Если ты справедливо рассудишь двух людей – это будет милостыней, поможешь человеку с верховым животным, сесть верхом или погрузить вещи – это милостыня, приятное слово – это милостыня, каждый шаг, который ты делаешь, идя на молитву, — милостыня, когда ты убираешь с дороги мусор – это тоже милостыня» Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
Благодарность доступна каждому, вне зависимости от материального достатка. Мусульманин может помогать людям по мере своих возможностей словом, улыбкой, небольшим лёгким делом. Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили про человека, который совершенно не способен приносить людям никакой пользы и ничем не может им помочь, и он сказал:
«Пусть воздержится от зла, и это будет для него милостыней» Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
А это говорит нам о том, что воздержания от грехов будет достаточно для того, чтобы выплатить садаку благодарности.
Maidenly, крупнейший интернет-магазин мусульманской одежды в России