Коран – не просто книга, а уникальное произведение, которое не подвластно времени и любимо всеми мусульманами. Он формирует личность каждого своего читателя и повышает его духовный уровень. Но Священное Писание таит в себе невероятное количество подтекстов, уловить и понять их дано не каждому. Поэтому, я решил поделиться с читателями своими знаниями из этой книги, которая изобилует увлекательными, интригующими и поучительными рассказами о противостоянии добра и зла, справедливости и лжи. В цикл коранических историй, о которых я поведаю в нескольких своих статьях, войдут избранные сюжеты о жизни пророков Ислама. Вы убедитесь, что каждый из них полон приключений и испытаний и, разумеется, истинной веры в Великодушие и Всепрощение Аллаха. Итак, первая кораническая история – о Юсуфе (алейхи салям).
«Наилучшая история»
Об этой истории, получившей название «Ахсануль-касас» («Наилучшая история») и содержащей массу поучительных примеров, Всевышний Аллах сказал в Коране:
«Безусловно, Юсуф и его братья (все, что произошло с ними) стали знамениями для тех, кто спрашивает» (Юсуф 12/7).
Из своих двенадцати детей Якуб (алейхи салям) больше всего любил Юсуфа, обладавшего неописуемой красотой. Якуб выделял его из всех остальных сыновей и уделял ему больше любви и внимания.
После Юсуфа (алейхи салям) Якуб больше всего любил своего младшего сына Буньямина. Юсуф и Буньямин были кровными братьями (рожденными от одной матери). Другие десять братьев были сыновьями от других жен Якуба. По этой причине, а также по причине своей зависти, эти десять братьев не считали Юсуфа и Буньямина своими братьями, и упоминая о них, говорили: «Юсуф и его брат ...».
Когда мать Юсуфа и Буньямина умерла, Якуб (алейхи салям) стал еще больше уделять им внимание. Остальных братьев одолевала неимоверная ревность и зависть, которые с каждым днем становились все больше и больше, и в конце концов переросли в ненависть, вражду и… коварный план избавления от Юсуфа. Всевышний Аллах говорит в Коране:
«Вот они сказали: «Отец любит Юсуфа и его брата больше, чем нас, хотя нас – целая группа. Воистину, наш отец пребывает в очевидном заблуждении. Убейте Юсуфа или бросьте его в другой земле. Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете праведными людьми» (Юсуф 12/8-9). Как следует из этих аятов, братья считали себя более достойными отцовской любви в силу своего численного превосходства.
Сам Юсуф (алейхи салям) обладал неописуемой красотой – «половиной красоты всего сущего». Она не могла оставить равнодушным никого. При этом Юсуф был наделен не только красотой внешней, но и душевной. Его внутренний мир был столь же безупречен, как и внешность. Поэтому вполне естественно, что среди всех своих отпрысков Якуб больше всего любил Юсуфа – сына, отличавшегося своей нравственностью и богобоязненностью, которых так не хватало его братьям.
А что Якуб? Мудрый и проницательный, он был пророком. Несмотря на это, сыновья позволяли себе неуважительно говорить и о нем тоже: «Наш отец пребывает в очевидном заблуждении».
Юсуфу приснилось
Важную роль в сюжетной линии о Юсуфе играют сновидения. Однажды ночью Юсуфу (алейхи салям) приснилось, что одиннадцать звезд, солнце и луна, склоняются перед ним в саджда. Как только Юсуф проснулся, то немедленно рассказал об увиденном сне своему отцу. В Коране об этом говорится следующее:
«Вот Юсуф сказал своему отцу: «О, мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они поклонились мне». Он сказал: «О, сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, сатана – явный враг человеку»» (Юсуф 12/4-5).
Якубу (алейхи салям) становится очевидным: его сын обретет великое достоинство, достигнет высочайшей степени в мирской жизни и в ахирате, и что его братья подчинятся и покорятся ему. Отец предостерегает сына от опасности и советует ему не рассказывать никому об увиденном.
Тем не менее, скрыть этот сон от братьев не удается. Их зависть и ревность превратилась в ненависть, и в их затуманенных головах стали вынашиваться мысли об убийстве Юсуфа. В Коране об их намерениях говорится следующее: «Убейте Юсуфа или бросьте его в другой земле. Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете праведными людьми» (Юсуф 12/9).
Ясный сон однажды увидел и сам Якуб (алейхи салям): десять волков набрасывались на Юсуфа. И то, чего так боялся Якуб, случилось, спустя лишь короткое время. Братья зовут Юсуфа с собой на прогулку в степь. «Мне грустно от того, что вы уведете его. Я боюсь, что волк растерзает его, когда вы оставите его без присмотра» (Юсуф 12/13). В сущности, Якуб (алейхи салям) боялся не волков, а своих собственных сыновей, но не смог противостоять их упорству.
«Не обманывайся слезами…»
Вдалеке от дома и отца, в степи, под громкие насмехательства Юсуф оказался выброшенным на дно старого колодца. Именно в этот момент Всевышний Аллах внушил Юсуфу в откровении следующее: «Ты непременно напомнишь им об этом поступке, когда они даже не узнают тебя» (Юсуф 12/15).
Чтобы скрыть свое преступление, братья испачкали рубашку Юсуфа кровью зарезанного барана и со слезами на глазах принесли ее своему отцу. Некоторые из праведных предков говорили:
«Не обманывайся слезами того, кто сетует на горе. Сколько есть злодеев среди тех, кого ты видишь плачущими. Подумай о слезах братьев Юсуфа. Они пришли темной ночью к своему отцу, громко рыдая. Но они сделали это не для того, чтобы раскрыть свои объяснения, а для того, чтобы скрыть совершенное ими зло».
- О, отец! – говорили сыновья. - Мы устроили соревнования, а Юсуф должен был присмотреть за нашими вещами. Когда же мы вернулись обратно, то увидели, что его съел волк.
Увидев окровавленную, но не разорванную рубашку Юсуфа, Якуб (алейхи салям) прижал ее к своему лицу. Горько усмехнувшись, он сказал:
- Какой же это добрый волк. Он съел моего сына, но не разорвал его рубашку.
Братья Юсуфа скрыли от отца свою хитрость, но принесенная ими рубашка свидетельствовала об их лжи. «Они показали лживую кровь на его рубашке, и он сказал: «О нет! Это ваши души ввели вас в соблазн, и лучше проявить терпение. Только Аллаха следует просить о помощи против того, что вы рассказали»» (Юсуф 12/18).
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин