Сура «ТаХа» и самаритяне: есть ли место в Куръане исторической ошибке?

Фото: kamomeen/ shutterstock.com

Фото: kamomeen/ shutterstock.com

Вопрос:

— Я слышал, что якобы в Куръане содержится историческая ошибка. В суре «ТаХа» упоминается самаритянин, а во времена Мусы, мир ему, самаритян еще не было, они появятся только через 400 лет. Как ответить на это?

Ответ:

— С именем Аллаха Милостивого, Милующего!

Речь идет об аятах суры «ТаХа» (85-88):

قَالَ فَإِنَّا قَدْ فَتَنَّا قَوْمَكَ مِنْ بَعْدِكَ وَأَضَلَّهُمُ السَّامِرِيُّ

«Он (Аллах) сказал: «Мы испытали твой народ после того, как ты оставил их. Самаритянин сбил их (и они начали поклоняться тельцу)».

Наши оппоненты говорят, что якобы самаритяне появились в 722 году до нашей эры: «А Моисей вывел евреев из Египта в правление фараонов восемнадцатой и девятнадцатой династии. Взяв среднее, мы получим 1275 год до нашей эры. Какой тогда самаритянин мог сделать золотого тельца для еврейского народа, если самаритяне появятся только в 722 году до нашей эры? Если даже считать с 875 года до нашей эры, когда был построен город Самария, а живших в нём евреев [стали называть] самаритянами, то эти самые самаритяне будут существовать ещё через 400 лет [после Моисея».

В Википедии сказано: Самария (Шомрон) — древний город, основанный в 876 году до н. э. как столица Северного Израильского царства. Археологические останки расположены неподалёку от современного города Шхем на территории Палестины.

Для опровержения этого сомнения обратимся как к исламским источникам, так и к тому, что пишут западные востоковеды.

Фото: FarisFitrianto/ shutterstock.com

Фото: FarisFitrianto/ shutterstock.com

1. Исламские источники.

В словаре «Лисан аль-’араб» сказано, что «ас-самира» — это одно из племен евреев, религия которого в чем-то отличалась от религии остальных иудеев, так что слово «ас-самири» в Куръане обозначает выходца из этого племени. 

То же сказано в известном словаре «Тадж аль-’арус».

Также Ибн Хазм в книге «аль-Фисаль» пишет, что среди иудеев существовала группа под названием «ас-самирийя», которые считали себя хранителями истинного Таурата и верили, что у Таурат, который был у остальных иудеев, был искажен, но те не соглашались с этим.

Примерно то же пишет и имам аш-Шаристани в «аль-Миляль ва ан-нихаль»: ас-самирийя — это отдельное течение в иудаизме, отличавшееся знанием и обильным поклонением, имевшее немало расхождений с основным течением иудаизма.

Имам-муфассир XX века Тахир ибн Ашур пишет: «Ас-Самира  это община людей, живших в Палестине со стороны Наблуса. Они жили в Палестине до того, как туда переселились евреи. Они приняли законы Мусы, мир ему».

Также некоторые толкователи Куръана упоминают, что «ас-самира» — это название племени, жившего на территории Египта. Также имам Ибн Ашур пишет, что существует версия, согласно которой ас-Самири — это не обозначение выходца из племени, а имя собственное.

Фото: niruti Puttharaksa/ shutterstock.com

Фото: niruti Puttharaksa/ shutterstock.com

Таким образом, традиционные исламские источники — авторитетные словари, книги по религиозным течениям и тафсиры Куръана — приводят разные мнения по поводу того, что означает слово «ас-Самири» в суре «ТаХа». Это может быть:

· обозначение выходца из племени евреев;
· сторонник определенного течения иудаизма;
· выходец из определенной местности в Палестине или Египте;
· имя собственное.

Мы видим, что нет оснований утверждать, что ас-Самири, упомянутый в Куръане, это самаритянин, то есть житель города Самария (Шомрон).

2. Западное востоковедение.

Жак Жомье (1914 — 2008), французский христианский миссионер и востоковед, пишет в книге «The Great Themes Of The Qur'an»:

At the scene of the Golden Calf, a mysterious character appears: he is called the Samaritan (al-Sāmirī). It is hard to know what this word signifies. Some Westerners have seen a connection with the golden calves of Samaria, but this would take us several centuries beyond Moses. In the absence of other documents, one is very hesitant to subscribe such a hypothesis» (cf. Qur'an 20. 85-95).

«В истории с золотым тельцом появляется таинственная личность, которого называют Самаритянин (ас-Самири). Нельзя однозначно сказать, что означает это слово. Некоторые западные исследователи увидели связь с золотыми тельцами [города] Самарии, однако он возник на несколько веков позже Моисея. При отсутствии других исторических документов, эта версия кажется очень сомнительной».

Это пример объективного подхода. Автор этих слов, хоть и является христианским священником, избегает необоснованных нападок на Куръан.

Первым об анахронизме в истории ас-Самири заявил англиканский священник Вильям Сент-Клер Тисдал (1859 – 1928), ярый антиисламский апологет. Многие обвинения, прозвучавшие в адрес Куръана в XX-м веке, восходят к его измышлениям.

Основой для нападок служит сравнение с 17-ой главой Второй книги Царств из Библии, где излагается история «самарян». Речь идет о событиях, приведших к разграблению Израиля и изгнанию его жителей в VIII веке до нашей эры. Примерно за два столетия до этого объединенный Израиль достиг своего расцвета под руководством Саула, Давида и Соломона.

Однако после смерти Соломона разразилась гражданская война, и бывшее единое царство распалось на два царства: Иудею на юге со столицей в Иерусалиме и Израиль на севере, чья столица была основана под названием Самария. Два царства боролись почти два столетия, прежде чем Ассирия уничтожила северное царство Израиля.

Рассказ во II Царств 17 подразумевает, что самаритяне произошли от народов, депортированных ассирийцами из других частей огромной империи в середине VIII века до н. э. Ассирийский правитель привел людей из Вавилона, Куты, Аввы, Хамафа и Сепарваима и поселил их в городах Самарии, чтобы заменить израильтян. Со временем термин «кутийцы», то есть жители Куты, иногда также используемый для обозначения новых поселенцев, стал у евреев названием самаритян и словом, выражающим презрение к этим генетически и религиозно нечистым людям. Это название было также использовано Иосифом Флавием в его «Иудейских древностях» в полемике против самаритян. Таким образом, согласно еврейской версии истории, самаритяне — это смешанный народ, происходящий из Самарии, отдельной территории или области в центральной части Палестины. Вопрос заключается в том, правдива ли эта версия.

Фото: godongphoto/ shutterstock.com

Фото: godongphoto/ shutterstock.com

В 4-й книге Царств, гл. 17, ст. 29 говорится:

«Притом сделал каждый народ и своих богов и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, — каждый народ в своих городах, где живут они».

На иврите в этом стихе слово, которое перевели как «Самаряне» звучит как «шомроним» или «шомероним». Сами же современные самаритяне, одного из течений иудаизма, называют себя «шамерим», что означает «хранители» [Торы]. То есть жители Самарии — «шомроним», а самаритяне «шамерин».

В «Толковом словаре Библии» (The Interpreter's Dictionary Of The Bible) сказано:

«... the Samaritans prefer to style themselves 'Shamerim'   i.e., "the observant" — rather than 'Shomeronim'   i.e., "the inhabitants of Samaria».

«Самаритяне предпочитают именовать себя «шамерим», то есть «наблюдатели/хранители», а не «шомероним», то есть «жители Самарии».

То же самое говорится в «Encyclopaedia Judaica»  и в «The Encyclopaedia Of Judaism»

До середины XX века было принято считать, что самаритяне произошли от смешанной расы, жившей в Самарии во времена ассирийского завоевания (722 г. до н. э.). Однако в последние годы новые исследования, основанные на более тщательном изучении «Самаритянского Пятикнижия», привели к переоценке их происхождения. Самаритяне — прямые потомки колен Иосифа, Ефрема и Манассии, и до XVII века до н. э. они обладали первосвященством, происходящим непосредственно от Аарона через Елеазара и Финееса.

Упоминание в Куръане имени ас-Самири, которое иногда переводят как «самаритянин» (Куръан 20:85, 87 и 95), полностью соответствует современным исследованиям происхождения секты самаритян.

Исходным пунктом исследований о самаритянах, касающихся их происхождения, культуры и религиозной идентичности, должны стать их собственные источники. Это общепризнанный метод работы в этноисторических исследованиях. Однако некоторые считают, что отправной точкой в изучении самаритян, особенно их происхождения, должна быть исключительно еврейская Библия. Однако является ли священная книга иудеев и христин непререкаемо-точным историческим источником? Так, например, исторические факты говорят, что Саргон II депортировал из Самарии 27 290 пленников (почти 5 % населения Израиля по археологическим оценкам), тогда как Библия утверждает, что все население было депортировано и обменено на иноземцев.

Очевидно, что сами самаритяне проводят четкое различие между собой и жителями Самарии. Очевидно, что утверждение о противоречии Корана основывается на двух сомнительных факторах: якобы упоминании самаритян во II Царств 17:29 и отрицании самоидентификации самаритян.

Неудивительно, что плоды такой работы превращают самаритян в «соблюдающих Тору». Самаритяне называют себя шамерин — «хранители» или «наблюдатели», и то, что они «хранят» или «соблюдают», теперь — Тора. Поскольку евреи и самаритяне принадлежат к одному народу, последние должны были «хранить» или «соблюдать» любые религиозные заповеди, которые соблюдала их община, еще до появления Торы.

Выводы:

Заявляющие об исторической ошибке (анахронизме) в Куръане занимаются подтасовкой фактов, выдавая исторический аргумент в Библии за единственно верный факт, игнорируя при этом и исторические данные, и самоидентификацию современных самаритян, и многочисленные версии того, кем являлся «Самири» в Куръане, изложенные в мусульманских богословских и исторических источниках.

Разъяснения ученых, касающиеся нежелательности совершения намаза с непокрытой головой

Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle