Несмотря на то, что люди веками пишут про любовь, до сих пор не угасают жаркие споры вокруг этого загадочного феномена. Психологи, поэты и писатели, физиологи, философы и другие инженеры человеческих душ пытаются дать определение любви. Некоторые дополняют друг друга, а зачастую расходятся кардинально. Я тоже решил сделать попытку раскрыть тайну величайшего дара Всевышнего человеку – умения любить. Итак, поговорим о любви. Мусульманской, вечной…
Что же это за чувство – любовь? Многие произносят это слово, но не многие испытывают это душевное состояние. Говоря «любовь», понимают «интимную близость» или путают с привязанностью. Хотя даже ненависть более похожа на любовь, чем привязанность.
Любовь означает готовность раствориться в другом. Если ты любишь искренне, значит, человек стал для тебя важен ровно на столько, на сколько тебе стало неважным потерять себя. Любить значит сдаться – сдаться без всяких условий.
Есть такое выражение – уметь любить. А знаете, почему не все умеют? Потому что боятся этого чувства. Любовь говорит: сделай целью другого, а сам растворись в нем. Один из арабских поэтов так выразил свою искреннюю любовь: َ
وَ َمَا ﹶَاََنا ﹺباﹾَلَباِغِي َعَﹶلي اﹾلُحُبِّ رُشَْوَﹰة ضَعِيٌفٌ هًُوًي يبَْغَي عَﹶليِْهِ ﹶثوَاٌبٌ
«Я не желаю за свою любовь некую взятку, некую плату, некую взаимность и некую награду. Потому что любовь, которая желает некую награду и воздаяние, является слабой и не продолжительной».
Неизвестно, кто лучше знает – любящий или нелюбящий – насколько глубока в человеке потребность в любви. Она нужна на столько, что когда человек не находит настоящую любовь, он ищет ее заменитель. В начале ты называешь любовью страсть, а после - привязанность. Ведь надо признать, что даже поддельная любовь приносит удовольствие.
Рано или поздно ты поймешь, что она поддельна. Ты говоришь себе: «Любовь не дала обещанного блаженства – наоборот, я только стал более несчастным», и чувствуешь себя обманутым и разочарованным в человеке. Но только не в себе.
Причиной возникновения ложной любви является ничто иное как собственный нафс (эго). Вместо искренних порывов нафс сеет банальную привязанность между людьми и развивает чувство собственничества. Нафс говорит: завладей другим, не уступай, задуши, сделай его своим рабом. А любовь растворяет тебя в любимом, дарит сладость заботы и мечтаний, становится всем для тебя. Когда такая лжелюбовь приносит разочарование – а она неизбежно приносит разочарование – ты мало-помалу начинаешь любить вещи. Вы видели когда-нибудь людей, влюбленных, например в свои автомобили? Всевышний Аллах сказал:
"Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами. Таково преходящее удовольствие мирской жизни, но у Аллаха есть лучшее место возвращения" (Сура Али Имран 14).
Так кто же является объектом истинной любви человека? Истинно верующий мусульманин никого не любит больше, чем Подателя Благ Аллаха, Создавшего нас из ничего, и Его посланника Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Но в его сердце всегда живет и другая любовь: к своим родителям, к детям, к спутнику жизни, к друзьям…
Наконец, Всевышний вложил в наши сердца любовь к жизни, к миру, к молодости, ко всему красивому… Тогда каким же образом в одном нашем сердце может быть любовь по отношению сразу к нескольким объектам и почему любовь не зависит от нашей воли? Эти вопросы, пожалуй, в первую очередь придут на ум читателю.
Есть одна жизненная история, которая случилась великим ученым и суфием Али Хайдаром Ахискави. Как-то к нему пришел молодой человек, который хотел учиться у него, стать муридом, познать Аллаха. Диалог между ними был довольно коротким: «Любил ли ты кого-нибудь?» – «Нет» – «Как ты можешь полюбить Аллаха, если даже не знаешь, что такое любовь?».
Произносите почаще молитву нашего любимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):
ﹶاللُهُمَّ ِاِّ ني ﹶاسْﹶئلﹸَكَ حُّ ُبَكَ َوَ ُحُبَّ مَْنْ يِحُّ ِبَكَ
О Аллах! Я прошу Твоей любви и любви тех, кто любит Тебя. (Тирмизи, Ахмад)
Любовь занимает особое место в системе ценностей Ислама: она является проявлением благодарности к Всевышнему. Любовь к Аллаху и Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) живет в сердце каждого мусульманина. Но Всевышний вложил в душу человека еще и любовь к родителям и детям, к спутнику жизни и друзьям, к жизни, к миру, к молодости, ко всему красивому… Какой бы она не была, если ради Аллаха – то она будет вечной.
Так сказал Всевышний Аллах о Пророке Мухаммаде (саллаллаху алейхи ва саллям) и велел его любить нам. Наилучший из людей, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) был любимцем Аллаха, любил своих сподвижников сам и был уважаемым ими. Он являлся для своих соратников и для нас лучшим примером во всех отношениях: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха». (Сура Ахзаб 21). Пример истинно верующего человека с преданным сердцем, безусловно принявшим все предписания Аллаха, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) довел до нас приказы нашего Господа и пояснил нам Его заветы – и мы любим его за это.
Многие пугаются смерти, считая загробный мир концом. Для верующего человека он видится озаренным продолжением, в котором можно увидеться с пророками (мир им), сахабами (да будет доволен ими Аллах), праведниками, святыми… Словом, с приближенными рабами Господа, которые заслужили Его любовь, благодаря своей глубокой преданности. Силу их любви трудно объяснить и постичь, подобно тому, как слепцу от рождения трудно понять, какой он – красный цвет. И мы любим их тоже.
Мы не умеем с рождения любить, но зато с рождения можем ощутить любовь своих родителей. Всевышний Аллах приводит нас в этот мир через наших отца и мать. Через них же Он нас воспитывает и заботится. Впоследствии это и формирует нашу любовь к родителям, которая особенно проявится в старости: ради довольства Аллаха и в благодарность за свою жизнь мы заботимся о них и милосердны к ним.
Иногда нам сложно понять родительскую любовь: порой она нам кажется навязчивой или напротив недостаточной. Но никто, кроме самих родителей не знает, каково это – одновременно любить и нести бремя воспитания. Ведь часто бывает так, что любить и воспитывать – противоречащие друг другу понятия: мы воспитываем детей вопреки своей любви или любим их им же во вред. Я хочу рассказать историю об отце и строптивом сыне. «Из тебя человека не выйдет» – эти слова не раз были произнесены отцом в сердцах и всегда больно кололи в сердце сына. По прошествии многих лет, он, закончив школу, ушел из дома. Уехал в большой город, поступил и успешно окончил университет, сделал карьеру, дослужившись до мэра города. Отцовские слова вызывали в нем многолетнюю обиду, но, тем не менее, именно они стали причиной его успехов. Но даже добившись профессиональных высот, честолюбие не оставляет в покое сына. И тот решает вызвать своего пожилого отца, с которым не виделся много лет, к себе на прием. Удивлению старика не было предела: его сын – мэр! «А ты говорил, что из меня человека не будет», – обратился сын. Ответ последовал следующий: «Стал бы ты человеком, отца к ногам бы не вызвал». Пусть Всевышний Аллах даст нам любить свою мать и отца лишь ради Него, и не преступить права их!
Дети… Каждый по-своему может любить своих детей, но всегда эта любовь бывает безусловной и бескорыстной. Дети – бесценный дар Милостивого Творца. Его аманат, вверенный нам на временное воспитание. От того наша обязанность – оберегать их, относится к ним с мудростью и мягкостью, воспитывать в соответствии с наставлениями Посланника Аллаха. А он сказал: «У отца по отношению к ребенку три обязанности: после рождения ребенка дать хорошее имя, обучить Корану и после достижения совершеннолетия женить или отдать замуж».
Есть еще один дар Милости Аллаха человеку, проникнутый особой нежностью, лиричностью и даже робостью. Это любовь к спутнице жизни. Справедливо ли по отношению к своей женщине любить ее из-за быстротечной красоты, умаляя при этом другие достоинства? Поистине наипрекраснейшая сторона в женщине – это ее мягкость, способность проявлять заботу, нежный нрав, таящийся в утонченности и присущей ей женственности. А самая ценная и насладительная ее прелесть – это ее возвышенное, серьезное, искреннее и светлое милосердие. Красота нрава - это самая прелестная черта женщины, которая со временем раскрывается еще больше. Если любовь к спутнице жизни зиждется на ее милосердии, добропорядочности и открытости, она не просто не оставит без ответа эти чувства, она подарит приумноженную в несколько раз свою взаимность. Взамен она предложит нечто, что не имеет цены – душевное спокойствие… Любовь, исходящая от нафса и обращенная к внешнему образу женщины, угаснет вместе с ее красотой, а затем и разрушит взаимоотношения между вами. Всевышний Господь говорит: «Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. (Сура аль-Бакара 187). В этой суре описывается особенное отношение между мужчиной и его женой, и слово «одеяние» заключает в себе очень глубокий смысл – равенство, украшение, богатство, защита и тепло.
Не отказывайтесь от любви, не бойтесь любви. Но помните: все, что вы любите, вы должны любить только лишь ради Аллаха и Его довольства.
Продолжение следует.
Источник: http://sntat.ru/religiya/pogovorim-o-lyubvi/
http://sntat.ru/religiya/pogovorim-o-lyubvi-2/
Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин