Вопрос.
Разрешается ли совершать намаз, держа в руке Коран и читая из него?
Ответ.
В ханафитском мазхабе, чтение текстов Благородного Корана из книги во время намаза, не будучи хафизом, делает намаз недействительным. Намаз в этом случае становится недействительным по двум основаниям: во-первых, из-за процесса обучения (из книги) во время молитвы, а во-вторых, из-за большого количество лишних движений (‘амалюль-касир), которые нарушают намаз.
Стоит еще раз отметить, что обучение во время молитвы нарушает намаз, из-за того, что данное деяние похоже на обучение от учителя. Исключением является лишь случай, когда Коран – хафиз (человек, полностью заучивший Благородный Коран) читает из книги во время молитвы, не держа Коран в руке, в данном случае это не нарушает намаз, потому что это не будет считаться обучением.
В известной книге ханафитского мазхаба «аль-Ихтияр» говорится:
وَأَمَّا الْقِرَاءَةُ مِنَ الْمُصْحَفِ، فَمَذْهَبُ أَبِي حَنِيفَةَ، وَعِنْدَهُمَا لَا تُفْسِدُ لِأَنَّ النَّظَرَ فِي الْمُصْحَفِ عِبَادَةٌ فَلَا يُفْسِدُهَا إِلَّا أَنَّهُ يُكْرَهُ لِأَنَّهُ تَشَبَّهَ بِأَهْلِ الْكِتَابِ. وَلَهُ إِنْ كَانَ يَحْمِلُهُ فَهُوَ عَمَلٌ كَثِيرٌ لِأَنَّهُ حَمْلٌ وَتَقْلِيبُ الْأَوْرَاقِ، وَإِنْ كَانَ عَلَى الْأَرْضِ فَإِنَّهُ تَعَلُّمٌ وَإِنَّهُ عَمَلٌ كَثِيرٌ فَيُفْسِدُهَا كَمَا لَوْ تَعَلَّمَ مِنْ غَيْرِهِ
По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада (рахматуллахи ‘алейхима) чтение по книге не нарушают намаз, но является макрухом, так как чтение текстов (Корана) по книге похоже на поступки людей Писания. Имам Абу Ханифа (рахматуллахи ‘алейхи) считает, что это нарушает намаз, держит человек в руках книгу или поставил ее на землю, переворачивает листы, все это относится к ‘амалюль-касир (большое количество лишних движений), и к тому же это обучение, а обучение во время намаза делает намаз недействительным.
В книге «аль-Биная» приводится риваят от Ибн ‘Аббаса (радыяллаху ‘анхума), в котором говорится:
عَنْ إبْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا قَالَ: نَهَانَا أَمِيرُ الْمُؤْمِنِينَ بِأَنْ نَؤُمَّ النَّاسَ فِي الْمَصَاحِفِ وَأَنْ يَؤُمَّنَا إِلَّا مُحْتَلِمُ
«Что Повелитель правоверных запрещал имамам проводить намаз, читая из книги, и запрещал проводить намаз несовершеннолетним». [1]
Рифа’а бин Рафи’ (радыяллаху ‘анху), продолжая рассказывать подобный хадис, говорит:
عَنْ رِفَاعَةَ بْنِ رَافِعٍ، أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: فَقَصَّ هَذَا الْحَدِيثَ قَالَ فِيهِ: «فَتَوَضَّأْ كَمَا أَمَرَكَ اللَّهُ جَلَّ وَعَزَّ، ثُمَّ تَشَهَّدْ، فَأَقِمْ ثُمَّ كَبِّرْ، فَإِنْ كَانَ مَعَكَ قُرْآنٌ فَاقْرَأْ بِهِ، وَإِلَّا فَاحْمَدِ اللَّهَ وَكَبِّرْهُ وَهَلِّلْهُ»، وَقَالَ فِيهِ: «وَإِنِ انْتَقَصْتَ مِنْهُ شَيْئًا انْتَقَصْتَ مِنْ صَلَاتِكَ»
«Возьми омовение, как тебе было приказано Всевышним Аллахом, затем прочти ташаххуд, затем встань и произнеси такбир, затем прочти то, что ты знаешь (на память из текстов Корана), а если же ты не знаешь, то тогда говори «альхамду лилляхи, Аллаху акбар, ля иляха илляллах». Если ты убавишь что-то из этого, то убавишь из намаза». [2]
Руководствуясь этим хадисом, ученые ханафитского мазхаба говорят, что тому, кто знает наизусть часть текста Корана, необходимо прочесть в намазе то, что будет не трудно для него. Если же он ничего не знает из текста Благородного Корана, то пусть тогда восхваляет Аллаха, как было сказано в хадисе, но только до того момента, пока он не выучит необходимый минимум для правильности его намаза.
Обратите внимание, если бы чтение из книги, для того, кто не знает наизусть даже части Корана, не нарушило намаз, то разве сказал бы Посланник Аллаха ﷺ делать зикр? Ведь человек теоретически мог просто взять книгу и прочитать из нее. [3]
Имам ар-Рази, растолковывая слова имама Абу Ханифы (рахматуллахи ‘алейхима) «о недействительности намаза того, кто во время намаза читает тексты Благородного Корана из книги» говорил, что речь идет о том, кто не знает его наизусть (не хафиз) и он не способен читать, кроме как по книге.
Что же касается хафизов, то существует единогласное мнение всех исламских богословов в действительности такого намаза. Этого мнения придерживаются и имам ас-Сарахси и Абу Наср ас-Саффар (рахматуллахи ‘алейхима), потому что чтение по книге хафизом нельзя назвать обучением, ибо он его уже выучил.
Известный ученый ханафитского мазхаба Ибн ‘Абидин (рахматуллахи ‘алейхи) тоже считает, что чтением хафиза в намазе по книге не нарушает намаз, при условии, что он не поднимает его на руки. [4]
Что же касается хадиса ‘Аиши (радыяллаху ‘анха) в котором говорится:
عَنْ عَائِشَةَ رَضِي اللهُ عَنْهَا أَنَّهَا يَؤُمُّهَا عَبْدُهَا ذَكْوَانُ مِنَ الْمُصْحَفِ
«Она читала намаз за своим рабом Закваном, когда тот читал по книге». [5]
Исламские ученые следующим образом толкуют данный хадис – Закван был хафизом и он просто читал по книге текст Корана, а это не нарушает намаз. Также возможно, что это было в месяц Рамадан время таравих-намаза и позади него не было хафиза, который мог ему подсказывать и по причине этого он повторял Коран между намазами во время отдыха. Это тоже можно назвать «был имамом» на арабском языке.
‘Алляма аль-‘Айни (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что риваят Заквана, даже если признать его достоверность, то толкование его таково, что он читал его до вступления в намаз. [6]
Подводя итог, фетва которую мы даем и придерживаемся в наших краях содержит запрет на совершение намаза читая с книги, ибо это нарушает молитву и расценивается как вредное новшество в религии (бид’ат). После того, как это новшество распространилось, многие хафизы, следуя за обманчивым облегчением забыли Коран, и уже в последующем, даже при сильном желании не были способны проводить хатм в Рамадан не смотря в книгу (мусхаф).
А Аллах знает лучше.
_____________________________________________________
[1] См. «аль-Биная» т. 2, стр. 421
[2] См. «Сунану Аби Давуд» № 861
[3] См. «И’ляус-сунан» т. 5, стр. 60-61
[4] См. «И’ляус-сунан» т. 5, стр. 61
[5] См. «Сахихуль-Бухари» т. 1, стр. 140
[6]См. «аль-Биная шархуль-хидая» т. 2, стр. 421
Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин