Вопрос.
Уже несколько лет наблюдаю следующую ситуацию. Некоторые братья мусульмане начинают делать тасбих сразу после фарз намаза, хотя имам и остальные прихожане мечети совершают тасбих после суннат намаза. Раньше старался не обращать на таких внимание. Ну мало ли, возможно, они придерживаются другого мазхаба. Но пришло время, когда один из них начал активную агитацию, что, дескать, то, что делает имам, неправильно. Это - бид’ат. И необходимо делать тасбих после фарз намаза. Я совсем запутался. Помогите, пожалуйста, разобраться во всём этом.
Ответ.
Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатуху!
Да, действительно, к сожалению, такая картина имеет место быть. В силу невежества и отсутствия правильного понимания, некоторые люди принимаются трактовать религиозные вопросы по-своему. Более того, они и начинают претендовать на абсолютную истину, вопреки тому, что было передано от настоящих ученых, которые были признаны всей уммой.
Для того, чтобы ответить на ваш вопрос, хотелось бы познакомить вас с методологией наших ученых, а затем сделать наиболее значимые выводы.
Имам Ибн Абидин (رحمه الله), исследуя данную тему, сказал:
(قوله ويكره تأخير السنة إلا بقدر: اللهم أنت السلام الخ.) لِمَا رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالتِّرْمِذِيُّ عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ «كَانَ رَسُولُ اللَّهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - لَا يَقْعُدُ إلَّا بِمِقْدَارِ مَا يَقُولُ: اللَّهُمَّ أَنْتَ السَّلَامُ وَمِنْك السَّلَامُ تَبَارَكْت يَا ذَا الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ» وَأَمَّا مَا وَرَدَ مِنْ الْأَحَادِيثِ فِي الْأَذْكَارِ عَقِيبَ الصَّلَاةِ فَلَا دَلَالَةَ فِيهِ عَلَى الْإِتْيَانِ بِهَا قَبْلَ السُّنَّةِ، بَلْ يُحْمَلُ عَلَى الْإِتْيَانِ بِهَا بَعْدَهَا؛ لِأَنَّ السُّنَّةَ مِنْ لَوَاحِقِ الْفَرِيضَةِ وَتَوَابِعِهَا وَمُكَمِّلَاتِهَا فَلَمْ تَكُنْ أَجْنَبِيَّةً عَنْهَا، فَمَا يُفْعَلُ بَعْدَهَا يُطْلَقُ عَلَيْهِ أَنَّهُ عَقِيبَ الْفَرِيضَةِ.
وَقَوْلُ عَائِشَةَ بِمِقْدَارٍ لَا يُفِيدُ أَنَّهُ كَانَ يَقُولُ ذَلِكَ بِعَيْنِهِ، بَلْ كَانَ يَقْعُدُ بِقَدْرِ مَا يَسَعُهُ وَنَحْوُهُ مِنْ الْقَوْلِ تَقْرِيبًا، فَلَا يُنَافِي مَا فِي الصَّحِيحَيْنِ مِنْ «أَنَّهُ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - كَانَ يَقُولُ فِي دُبُرِ كُلِّ صَلَاةٍ مَكْتُوبَةٍ: لَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، اللَّهُمَّ لَا مَانِعَ لِمَا أَعْطَيْت وَلَا مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْت وَلَا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْك الْجَدُّ» وَتَمَامُهُ فِي شَرْحِ الْمُنْيَةِ، وَكَذَا فِي الْفَتْحِ مِنْ بَابِ الْوِتْرِ وَالنَّوَافِلِ. ابن عابدين
Слова автора:
«Откладывать сунну намаз на промежуток времени, который по длине превосходит то время, которое необходимо для произнесения слов: Аллахумма...» вытекают из хадиса, переданного в сборниках Муслима и Тирмизи от Аишы (رضي الله عنها), которая сказала: «Посланник Аллаха ﷺ (после выполнения фарз намаза перед сунной) не оставался сидеть более того промежутка времени, который был бы необходим, для произнесения дуа:
اللَّهُمَّ أَنْتَ السَّلَامُ وَ مِنْكَ السَّلَامُ تَبَارَكْتَ يَا ذَا الجَلَالِ و الإكْرَامِ
Аллахумма антассаляму ва минкассалям табаракта йа зальджаляли валь икрам.
Что касается хадисов, которые сообщают о том, что тасбих выполнялся вслед за (фарз) намазом, то из них не проистекает, что это происходило перед совершением сунны. Верный смысл, который проистекает из подобного рода хадисов заключается в том, что тасбих выполнялся после совершения сунны намаза, поскольку сунна непосредственным образом привязана к фарз намазу, зависит от него и дополняет его.
Сунна также не является чем-либо отдельным от фарза. Следовательно всё, что выполнятся и после сунны определяется, как действие, которое выполняется после фарза.
Кроме того, Аиша (رضي الله عنها) упомянула и промежуток времени. Значит, из хадиса не следует и то, что Пророк ﷺ (всегда) произносил именно эти слова. Скорее всего, хадис обращает внимание на интервал времени, который был бы достаточным для произнесения этих слов в момент, когда Пророк ﷺ сидел (после выполнения фарз намаза).
Таким образом, хадис ни коим образом не противоречит той информации, которая была передана в двух сборниках сахих хадисов о том, что Пророк ﷺ произносил слова:
لا إلَهَ إلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ، اللَّهُمَّ لَا مَانِعَ لِمَا أَعْطَيْت وَلَا مُعْطِيَ لِمَا مَنَعْت وَلَا يَنْفَعُ ذَا الْجَدِّ مِنْك الْجَدُّ
после каждого предписанного (фарз) намаза.
В труде под названием «И’ля Ассунан» имам Зафар Ахмад Усмани (رحمه الله) сказал:
إعلاء السنن: قلت: والظاهر أنه صلى الله عليه وسلم كان يأتي دبر الصلاة بواحد من الأذكار، فروي كل راو بما سمع وأما احتمال أنه كان يأتي بجميع الأذكار الواردة في دبر الصلاة كل يوم بعد كل صلاة فبعيد جدا، كما لا يخفى على من له أدنى فهم، فحديث عائشة محمول عندنا على فرض بعده سنة، والأحاديث التي ورد فيها الذكر الطويل دبر الصلاة محمولة عندنا على فرض ليس بعده سنة راتبة، وإن كان بعده سنة فبعد الفراغ منها. وبهذا تجتمع أحاديث الباب بأسرها. ووجه الفرق أن الراتب من توابع الفرائض، فينبغي أداؤها متصلة بها كما هو مقتضى التبعية، ولما ثبت من الأمر بالتعجيل في بعض الرواتب كما سيأتي فالتطبيق (بين أحاديث الباب) بالوجه الذي ذكرنا هو الأولى. وهذا هو الأمر الرابع من الأمور العشرة فتذكر.
Моё мнение заключается в следующем: совершенно ясно, что Пророк ﷺ после каждого намаза произносил один вид зикра (о которых мы говорили ранее). Каждый из передатчиков сообщал о том виде зикра, который ему удалось услышать. Вероятность же того, что Пророк ﷺ проговаривал все виды зикров, которые упомянуты в различных хадисах (от различных передатчиков), после каждого намаза - очень мала.
Данный факт очевиден для любого, у кого есть хоть капля понимания. Смысл, вытекающий из хадиса, переданного от Аишы (رضي الله عنها), указывает на фарзы, после которых совершатся сунна (о том, что, после выполнения фарза, Пророк ﷺ не оставался сидеть более того промежутка времени, который был бы необходим, для произнесения дуа салям, а затем приступал к выполнению сунны).
А те хадисы, в которых передается информация о долгом по времени зикре после намаза, повествуют о тех фарзах, после которых не совершается сунна, а если и есть сунна после фарза, то зикр выполнятся после неё. Таким образом, все хадисы, после объединения, указывают на один смысл.
Суть разногласия заключается в том, что намаз-сунна непосредственным образом привязан к фарз-намазу, выполнятся в совокупности с фарзом, как этого и требует зависимость (в данном случае, зависимость сунны от фарза), а также по причине подтвержденности факта наличия указания на необходимость поторопиться с выполнением сунны.
Следовательно, наиболее верной будет такая практика (то есть, практика применения всех хадисов по указанной теме, а не отдельно взятых), о которой мы говорили выше.
Итог:
1. При рассмотрении какого-либо религиозно правового вопроса, в соответствии с ханафитским мазхабом, необходимо учитывать всю информацию, которая восходит к посланнику Аллаха ﷺ , а не отдельно взятые хадисы. В противном случае, тот хукм (правовую норму), который мы получим, не будет отображать истинное положение дел.
2. Из выше приведенных хадисов следует, что тасбих выполняется непосредственно после фарза, в тех случаях, когда намаз сунна после фарз намаза отсутствует. То есть, после утреннего (фаджр) и икенде (аср) тасбих выполнятся сразу после фарз намаза, после того, как имам прочитает дуа «салям».
После тех фарз намазов, за которыми следует сунна намаз, мы, при завершении фарз намаза, читаем дуа «салям», затем выполняем сунну, а уже затем - тасбих. К таким намазам относятся: ойлэ (зухр), акшам (магриб) и ясту (иша) намазы.
3. Вместо дуа «салям», человек имеет право прочитать любой из дуа, которые приведены в различных хадисах.
А Аллах знает лучше.
Духовное управление мусульман Республики Татарстан