Вопрос.
Некоторые люди говорят, что иман увеличивается и уменьшается. Какова позиция ханафитов-матуридитов в этом вопросе?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Мы уже упоминали, что иман в понимании большинства ахлю-с-сунна – это вера сердцем во все, что достоверно передано Пророком Мухаммадом ﷺ от Всевышнего Аллаха. Некоторые ученые-сунниты добавляют к условиям имана еще и подтверждение веры языком.
В таком понимании иман (вера – как противоположность неверию, куфру) не увеличивается и уменьшается.
Имам Абу Ханифа, да будет Аллах им доволен, говорит:
وَالإيمَانُ لا يَزِيدُ وَلا يَنْقُصُ، لأنَّهُ لا يُتَصَوَّرُ نُقْصَانُ الإيمَانِ إلا بِزِيَادَةِ الكُفْرِ، وَلا يُتَصَوَّرُ زِيَادَتُهُ إلا بِنُقْصَانِ الكُفْرِ، وَكَيْفَ يَجُوزُ أنْ يَكُونَ الشَّخْصُ الوَاحِدُ في حَالَةٍ وَاحِدَةٍ مُؤمِناً وَكَافِراً
«Иман не увеличивается и не уменьшается, потому что уменьшение имана можно представить только как увеличение куфра, а увеличение имана можно представить только как уменьшение куфра. А как один человек одновременно может быть верующим и кяфиром?!» («Васыя»).
Однако вера (иман) как убежденность, сила приверженности исламу и усердие в выполнении повелений Аллаха может укрепляться и ослабевать.
Имам Мухаммад Захид аль-Каусари, да помилует его Аллах, пишет в примечании к «аль-Фикх аль-абсат» (с. 47) имама Абу Ханифы:
«Поскольку иман – это прочное убеждение, и невозможно представить наличия в нем его противоположности (куфр), то все верующие равны (в основе) имана. А превосходство одного из них над другим – только в делах, которые являются совершенством имана. А те, кто считают дела столпом имана, не могут избежать убеждений хариджитов и му'тазилитов».
Таким образом можно истолковать аяты, в которых говорится об увеличении и уменьшении имана, например:
لِيَزْدَادُوا إِيمَانًا مَّعَ إِيمَانِهِمْ
«...Чтобы увеличился их иман» (сура «аль-Фатх», аят 4), то есть увеличились их убежденность и богобоязненность.
В этом смысле расхождение в этом вопросе – увеличивается ли иман или нет – это расхождение словесное. Те ученые, кто как ханафиты посчитали, что иман не увеличивается и не уменьшается, имели в виду саму основу имана: веру во все, что делает человека верующим.
А те, кто вынес решение, что иман увеличивается и уменьшается, имели в виду совершенство имана, то есть иман в широком смысле, куда входят также праведные дела и произнесение шахады.
И именно в имане в этом понимании Пророк ﷺ, отказывал прелюбодею, пьющему спиртное и вору в хадисах: «Не совершает прелюбодей прелюбодеяние, будучи при этом верующим» (Бухари, 2475, Муслим, 57) и др.
Другое возможное толкование аятов и хадисов, где говорится об увеличении имана, таково, что речь идет о тех, кто сначала поверил в основы исламской религии в общем. Затем по мере узнавания все новых и новых положений, мусульманин принимает их и верит в каждое по отдельности. Таким образом, увеличивается их вера (иман) в деталях при неизменности основы имана в общем.
Имам ат-Тафтазани в «Шарх аль-ʼакаид» (с. 153, Дар аль-Бейрути) пишет:
«Аяты, указывающие на увеличение имана, нужно трактовать, согласно словам имама Абу Ханифы... Суть их в следующем: иман увеличивался по мере увеличения того, во что нужно было верить, и это было только во времена Пророка ﷺ. Однако это спорно: узнавание новых обязанностей человеком может происходить и не во время Пророка ﷺ».
По мере узнавания человеком о новых религиозных обязанностях вера в них добавляется к уже существующей вере. Это было во времена сподвижников, когда Шариат ниспосылался в виде откровения постепенно в течение 23 лет, и они узнавали о все новых и новых вещах, в которые нужно верить.
Также это возможно и в наши дни: например человек, недавно принявший ислам, узнает о новых положениях суннитской акыды и верит в них по мере их узнавания. Его иман возрастает в этом смысле по мере увеличения частных положений акыды, в которые человек верит.
Итак, подведем итог. Мы сказали следующее:
1. Иман в плане основы (как противоположность неверию) не увеличивается и не уменьшается. И все верующие без исключения в этом равны.
2. Иман в значении совершенства – убежденности и богобоязненности – уменьшается и увеличивается по мере увеличения или уменьшения благих дел. В этом отношении верующие не равны: «Поистине, самый достойный среди вас перед Аллахом – самый богобоязненный» (сура «аль-Худжурат», аят 13).
3. Также под увеличением веры может подразумеваться увеличение знания о том, во что необходимо верить. И это верно как в отношении первых мусульман, так и в отношении принимающих ислам или начинающих его изучать в наши дни.
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин.