Вопрос.
Что означает «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа»? Кто входит в эту группу?
Ответ.
С именем Аллаха Милостивого, Милующего.
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Термин «ахлю-с-сунна валь-джамаʼа» появился еще в ранний период истории ислама, когда появились различные секты и течения, отделившиеся от большинства мусульман, для того, чтобы отделить истинную акыду от заблуждений. Ведь всегда в истории ислама сохранялась группа, которая не отошла от истинной акыды – убеждений Пророка и сподвижников.
Чтобы выделиться из огромной массы заблудших течений, они стали называть себя ахлю сунна валь-джама`а. Но это не просто одно из течений в исламе – это и есть сам ислам.
Просто «мусульманами» себя называли многие заблудшие секты, так что уже в эпоху таби`инов (учеников сподвижников) понадобилось выделить убеждения Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, и сподвижников. Шейх Саид Фуда пишет в «Шарх аль-Кабир», что первым, от кого передается это выражение, был табиʼин Мухаммад ибн Сирин.
Основа этого понятия – в известном хадисе Пророка, салляллаху алейхи ва саллям, про 73 течения. В конце его сказано:
«И все они в огне, кроме одной группы». И сподвижники спросили: «Что это за группа, о Посланник Аллаха?». Он ответил: «Это то, чего придерживаюсь я и мои сподвижники» (ат-Тирмизи).
Убеждения Пророка – это сунна. А «джама`а» – община – это те, кто передал их, – сподвижники, их праведные учеников и все, кто последовал за ними, неукоснительно держась истины, вплоть до Судного дня. Благодаря им мы сегодня обладаем этим великим благом – правильным вероучением Ислама.
Кто же такие ахлю-с-сунна в наши дни?
Имам Мухаммад Амин ибн Абидин пишет в своей известной книге «Радд аль-мухтар»:
«Ахлю сунна валь-джамаа – это ашариты и матуридиты. Эти группы согласны друг с другом во всем, кроме ряда частных вопросов [вероучения], большая часть из которых – расхождения словесные…»
Имам Муртаза аз-Забиди писал в «Итхаф ас-садат аль-муттакын»:
«Когда говорят Ахлю-Сунна валь Джама’а, имеются в виду ашариты и матуридиты <…> Знай, что эти два имама – Абуль-Хасан аль-Аш’ари и Абу Мансур аль-Матуриди – не высказали никаких новых идей и убеждений, но лишь отстояли убеждения саляфов, оставаясь на акыде, которой придерживались сподвижники, и они опровергали заблудших».
Возможно ли, чтобы человек, не будучи ашаритом или матуридитом, являлся бы Ахлю-с-Сунна в акыде? Теоретически, да. Некоторые последователи правовой школы имама Ахмада ибн Ханбаля (ханбалитского мазхаба), не относя себя к ашаритам или даже ругая ашаритов, были суннитами, то есть не высказывали никаких убеждений, которые бы противоречили Ахлю-с-Сунна.
Отметим, что мусульмане Поволжья всегда относили себя к матуридитам, согласно свидетельству Мухаммада Мурада ар-Рамзи, который пишет в историческом сочинении «Тальфик аль-ахбар», говоря о татарских ученых:
«В убеждениях все они были суннитами-матуридитами, а в практике – ханафитами» (т. 2, с. 331).
И Аллах знает лучше. ⠀⠀⠀
С уважением, муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин