Бедность – не порок, или история гибели Саляба

Серия авторских публикаций муфтия Республики Татарстан Камиля хазрата Самигуллина под названием "Наставления для размышляющих" содержит поучительные для всех мусульман истории, почерпнутые из сюжетов Досточтимого Корана и выдающихся биографий наших великих пророков и единоверцев. Примеры из их жизней, наполненных любовью к Всевышнему и посвященных искреннему служению Создателю, заставят задуматься каждого, кто размышляет...

Начало: Как на пророка Мухаммада (ﷺ) навели порчу

Мусульманин должен быть рабом одного только Аллаха и господином лишь своих чувств, желаний и страстей. А что избавляет сердце человека от скупости и пробуждает в нем милосердие? Конечно, закят. Выполнение этого столпа ислама не только очищает душу, но и освобождает ее от унизительного подчинения богатству и власти. Тех же, кто отрицает этот приказ Всевышнего, ожидает та же участь, что и Саляба, жившего во времена Пророка (салаллаху алейхи ва саллям).

Бедность – не порок

Саляб ибн Хатиб аль-Ансари был богобоязненным человеком. Большую часть своего времени он посвящал поклонению. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) видел, как Саляба старателен, аккуратен и искренен в своих намазах, а потому был удивлен, что со временем он все чаще стал в спешке покидать мечеть. Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) спросил его о причинах. Саляба ответил:

- О, посланник Аллаха! Я живу в такой бедности и нужде, что у меня нет другой одежды, кроме той, что на мне. Поэтому мы с моей женой одеваем одну и ту же одежду по очереди. Совершив намаз, я спешу домой и отдаю свою одежду жене, чтобы она тоже могла совершить намаз без промедления. Потому я и не остаюсь теперь в мечети. Сделай за нас дуа Аллаху, чтобы Он даровал нам имущество и избавил от бедности и нужды.

На это наш любимый Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:

- Горе тебе, о Саляба. Малое количество имущества, за которое человек благодарит Аллаха, лучше, чем большое богатство, за которое человек не воздает благодарности.

Напрасные нравоучения

Однако Саляба продолжал настаивать и просил Пророка (салаллаху алейхи ва саллям) совершить дуа за них с женой, чтобы Всевышний даровал им из Своей милости. «Разве ты не хочешь быть похожим на посланника Аллаха? – вопрошал Пророк (салаллаху алейхи ва саллям). – Клянусь Тем, Кому принадлежит моя душа: если бы я только пожелал, горы золота и серебра неотступно следовали бы за мной. Но мне они не нужны. Ведь мирская жизнь является уделом тех, кто будет лишен удела в ахирате».

Но напрасны были эти нравоучения, Саляба не внимал им, сердце его было глухо к пониманию их мудрости и он продолжал упорствовать в своем стремлении к богатству. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), благодаря своей пророческой проницательности, видел, что большое богатство не принесет Салябу пользу и может погубить его. Несмотря на все эти предостережения, несчастный принес клятву Пророку (салаллаху алейхи ва саллям):

- О, Мухаммад! Клянусь Аллахом, пославшим тебя в качестве истинного пророка, если ты попросишь для меня богатства у Аллаха, то я непременно буду отдавать часть из него всем нуждающимся.

Тогда Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) вознес руки к небесам, и трижды повторил молитву: «О, Господь! Даруй Салябе Свою милость».

Богатый, но бедный

Дуа было принято – Всевышний даровал Салябе богатство. Он приобрел несколько овец и баранов, количество которых со временем стало увеличиваться. Их стало так много, что этим стадам стали тесны улицы Медины. Поэтому Саляба отвел скотину в долину, окружавшую Медину и был вынужден отдалиться от мечети Пророка (салаллаху алейхи ва саллям). Если раньше все пять намазов он читал, стоя за посланником Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), то теперь с джамаатом совершал только полуденный и послеполуденный намазы.

Богатство Салябы продолжало увеличиваться: все холмы и равнины Медины были заполнены его стадами. Поэтому он перегнал овец на дальние пастбища. А вместе с ними и сам еще больше отдалился от мечети и стал пропускать пятничные намазы. Саляба стал очень богатым, но обеднел духовно. В его сердце больше не было стремления совершить намаз вслед за величайшим из Посланников Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), но было наполнено жаждой наживы, которая стала разлагать изнутри.

- Горе Салябе! Горе! – говорил Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), каждый раз, когда спрашивал у своих сподвижников о его делах.

Горе Салябе!

Пока Саляба приумножал свое богатство, Пророк получал откровения от Всевышнего. Услышав о каждом ниспосланном аяте Корана, сахабы сбегались вокруг Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям), чтобы услышать приказы Аллаха и воплотить их в действие. Так, например, был ниспослан следующий аят, касающийся выплаты закята:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا

Смысл: «Бери (о Мухаммад) из их имущества пожертвования, чтобы этим очистить их (от грехов) и исправить <…>» («ат-Тауба» 9/103).

Когда было ниспослано это повеление Всевышнего, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) назначил своих сахабов сборщиками закята. Куда бы они не приезжали, верующие принимали их с радостью в своих домах и выплачивали им закят. Пришли сподвижники и к Салябе.

Письмо Пророка (салаллаху алейхи ва саллям), подтверждающее обязательность выплаты закята, он воспринял со злостью. Став обладателем большого богатства, 1/40 часть имущества в качестве закята казалась ему непомерной. Отдалившийся от Мухаммада (салаллаху алейхи ва саллям) и его друзей, мечети и духовных ценностей, закят оказался для него тяжким бременем, и он сказал сборщикам закята:

- То, что вы требуете от меня, очень похоже на джизью. Уходите, а мне нужно подумать.

Как же скверны и отвратительны эти слова! О чем собирался думать Саляба?! Разве он, будучи нищим, не просил Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сделать дуа для обретения богатства? Разве он не давал Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) обещания выделять часть из своего имущества бедным и нуждающимся? И вот сейчас, когда долины и пастбища перестали вмещать в себя его стада, он забыл о своей клятве и решил подумать. Сам Всевышний ниспослал откровение, Его Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) отправил салям и направил к нему своих сахабов! Салябу следовало повиноваться и выделить из своего имущества необходимую часть в пользу бедных и нуждающихся. Но поскольку сердце его не откликнулось на эти призывы, Аллах ниспослал Мухаммаду (салаллаху алейхи ва саллям) еще один аят, в котором описывается, в каком ужасном положении оказался Саляба. Вот что говорится в Коране:

وَمِنْهُم مَّنْ عَاهَدَ اللَّهَ لَئِنْ آتَانَا مِن ضْلِهِفَ لَنَصَّدَّقَنَّ وَلَنَكُونَنَّ مِنَ الصَّالِحِينَ

فَلَمَّا آتَاهُم مِّن فَضْلِهِ بَخِلُوا بِهِ وَتَوَلَّوا وَّهُم مُّعْرِضُونَ

Смысл: «И среди них есть те, кто обещал Аллаху: «Если Он (Господь) наделит нас из Своей щедрости, то мы обязательно раздадим милостыню и станем праведными». А когда Он наделил их из Своей щедрости, они проявляли скупость и отказались (от поклонения Аллаху) с отрицанием» (ат-Тауба 9/75, 76).

Увидев своих сахабов, вернувшихся от Салябы с пустыми руками, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) понял все без слов и лишь сказал: «Горе Салябе! Горе!»

«Я не принимаю твой закят»

Салябе сообщили о новом угрожающем аяте. Осознав свою ошибку, он немедленно выделил из своего имущества закят даже в большем количестве, чем требовалось, и отправился в путь к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Прибыв в Медину, он попросил простить его и принять закят. Но ответ пророка (салаллаху алейхи ва саллям) был неожиданным: «Всевышний приказал мне не принимать от тебя закят».

На протяжении всей своей дальнейшей жизни он так и не принял от Салябы закят. И даже после смерти Посланника (салаллаху алейхи ва саллям), когда халифом стал Абу Бакр (радыйаллаху анху), закят Саляба так и не был принят. Абу Бакр сказал:

- Я не приму закят у того, у кого Аллах запретил брать закят, и у кого не брал закят Его посланник.

Затем, халифом стал Умар (радыйаллаху анху). В надежде Саляба пришел и к нему, но и Умар (радыйаллаху анху) отказался принять его имущество. И в итоге Саляба сгинул во времена правления Усмана (радыйаллаху анху).

В Коране говорится:

وَلَا يَحْسَبَنَّ الَّذِينَ يَبْخَلُونَ بِمَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ هُوَ خَيْرًا لَّهُم بَلْ هُوَ شَرٌّ لَّهُمْ سَيُطَوَّقُونَ مَا بَخِلُوا بِهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَلِلَّهِ مِيرَاثُ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاللَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرٌ

Смысл: «Пусть же не думают те, кто скупится тратить то, что Аллах дал им по Своей щедрости, что это (скупость) лучше для них. Нет, это хуже для них! В Судный день все, что они пожалели, обовьет их. И Аллаху принадлежит наследство неба и земли. (Абсолютно все, что люди оставляют друг другу в наследство, на самом деле принадлежит не им, а Всевышнему). И Аллах знает обо всем, что вы делаете» (Али Имран 3/180).

Салябы нет, а ислам существует

Сейчас не осталось и следа от Салябы и его богатства, а ислам до сих пор существует. И даже без имущества Салябы наша религия дошла до наших дней и будет существовать до конца света, ведь Властелином ислама является Всевышний. И ни Он, ни Его религия не нуждаются в чьем-либо имуществе. Но мы, рабы Аллаха, нуждаемся в том, чтобы выплачивать закят и, тем самым, выражать свою благодарность Создателю, даровавшему нам всякие блага и богатство.

Сегодня, как и во времена Пророка (салаллаху алейхи ва саллям), есть те, кто дает Аллаху обещание помогать бедным, если станут богатыми. Но приумножив свое имущество, эти люди забывают о своих клятвах. Разве они не являются современными Салябами?

Глупо рассчитывать на спасение в Ахирате только лишь потому, что имеешь богатство: Карун понадеялся на свое богатство и сгинул вместе с ним, Намруд надеялся на свою власть и на свое богатство, и был погублен мизерным комаром, Саляба тоже…

Сколько было тех, кто имел в руках власть, но смешался с землей и канул в лету, оставшись в истории лишь в назидание богобоязненным. Пусть же Аллах защитит нас от проявления непокорности Ему, и сделает благим наш конец!

Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle