Пророк (мир ему) призывал последователей к обретению знаний. Множество хадисов, возводимых к Пророку (мир ему) свидетельствуют об особом месте знаний в системе ценностей верующего:
«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии». (Бухари, Муслим)
«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай». (Муслим, Хакимом, Тирмизи)
«…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).
«Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится». (Ахмад, Табрани, Хаким, Ибну Маджих)
«Кто умрет, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом на таком уровне, при котором между ним и пророками остается лишь одна ступень» (Табрани в книге «Авсат»).
Пророк (мир ему) говорил своему сподвижнику:
«О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов». (Ибн Маджа)
Но почему знания и стремление к ним так важны? Только ли потому что ценна информация, которую человек добывает в результате поисков? Определенные последствия, связанные с тем, что люди перестают учиться, наталкивают на мысли, что ценность знаний не только в них самих, но и в том, что они позволяют человеку оставаться умственно здоровым и дееспособным до конца его жизни.
А некоторые из признаков ухудшающегося ума даже упомянуты в числе порицаемых поступков. Так как недостаток ума само по себе не является болезнью, отследить его начало сложно, но можно отметить некоторые симптомы, которые с годами могут только усложнять жизнь человека и его окружающих.
Среди признаков ухудшения умственной деятельности можно отметить следующие:
Даные признаки настигают людей, когда у них резко меняется характер. Они становятся:
Обычно у людей, с ухудшением умственной деятельности, в некомфортных условиях и совершении непривычных действий могут случаться:
Также к начальным признакам относят рассуждения о том, в чем человек несведущ (религия, политика, технологии, история и т.д.), идеализация прошлого, ностальгия по ушедшим временам, критиканство, нападки в адрес других, тирания окружающих своими поступками.
Чтобы избежать подобных нарушений, человеку следует не только соблюдать правила гигиены, быть внимательным к окружающим, избегать критики, преследования, застревания в одних и тех же ментальных установках и привычках, но и продолжать получать знания.
Пророку (мир ему) приписывают слова, что надо учиться от колыбели до могилы и что за знаниями можно отправляться даже в далекий Китай. Говорил ли он эти слова или нет, но знания всегда имели важное место в системе ценностей верующего. Коран побуждает искать знания. Как говорят суфии: «Ученик мудреет в глазах Бога и молодеет в глазах людей».
Важно получать не только исламское образование, но и «светское». Осваивать новые сферы, практиковаться в новых профессиях, занятиях, изучать иностранные языки, повышать квалификацию, общаться с умными приятными людьми, с молодежью, заниматься спортом, физической активностью, «изменять» некоторым привычкам, заменяя их новыми.
Если человек таким образом организует жизнь, у него не только не сформируется привычка к безделью и осуждению других, но у него даже не будет желания и времени на это. Ни с точки зрения практики Пророка (мир ему), ни с точки зрения благополучия. Старость не является поводом для морального и физического отдыха, а является временем, когда одни дела и привычки сменяются новыми - полезными. И на пути этого роста, видимо, у нас нет времени для полного расслабления и остановки.
Ася Гагиева