Начало: Ислам – самая быстрорастущая религия современности
Продолжаем знакомить со статьей Наумана Садыка, которой он, помимо прочего, приводит сравнительные данные об относительном количестве приверженцев различных религий. Конечно, когда речь идет о количестве адептов ислама, то правильнее говорить не «ислам является самой быстрорастущей религией», но «количество людей, исповедующих ислам, является самым быстрорастущим» в наше время. Согласно данным World Religion Database, доля мирового населения по вероисповеданиям в течение прошлого столетия (1910-2010 гг.) составляла:
Христианство: 1910: 34,8%; 2010: 32,8% - 2%
Ислам: 1910: 12,6%; 2010: 22,5% + 9,9%
Индуизм: 1910: 12,7%; 2010: 13,8% + 0,9%
Агностицизм: 1910: 0,2%; 2010: 9,8% + 9,6%
Буддизм: 1910: 7,9%; 2010: 8% +0,1%
Таким образом, в то время как число приверженцев наиболее распространенных в мире религий росло незначительно или, вообще, сокращалось, количество приверженцев ислама за последнее столетие почти удвоилось. С ростом количества людей, исповедующих ислам, сопоставим лишь рост количества агностиков, т.е. людей, которые считают, что они не могут знать ничего достоверного о Боге. Однако таковых на земле менее 10%, тогда как количество мусульман, согласно приведенным данным. Составляет 22,5% населения планеты.
Причину увеличения количества мусульман Науман Садык видит в том, что в отличие от остальных крупных космополитических религий, таких как христианство, буддизм и индуизм, феномен исламского возрождения в современную эпоху, заключается в том, что ислам как религия и политическая идеология пользуется поддержкой самых богатых финансистов в мире.
Науман пишет: «После введения в 1973 году коллективного арабского нефтяного эмбарго против Запада, последовавшего за арабо-израильской войной, цены на нефть выросли вчетверо, а вклад нефтешейхов Персидского залива в «духовное благополучие» мусульман всего мира увеличился пропорционально. Именно по этой причине мы наблюдаем экспоненциальный рост исламских благотворительных организаций и медресе (религиозных семинарий) во всем мире и особенно в исламском мире».
Мнение автора в этом случае, скажу прямо, однобоко. Дело не только в финансовой поддержке исламского образования и иных институтов. Нужно учитывать и демографию – мусульманские народы всегда отличались приверженностью к семейным ценностям, сохранению и укреплению родственных отношений. Другой фактор – возвращение к исламу тех народов, которые 1) в течение десятилетий выпадали из мировой статистики, поскольку жили за железным занавесом, и 2) были оторваны от ислама по колониально-идеологическим соображениям.
В первую очередь речь идет о мусульманских народах Средней Азии (бывших республиках СССР) и о мусульманах России. Еще один фактор прироста мусульман заключается в обращении к этой религии представителей народов, предки которых исповедовали другие религии или не исповедовали их вообще. Возьмем ту же Россию, в которой ислам принимают, например, русские. Или же возьмем страны Запада, в которых количество мусульман увеличивается за счет обращения титульных наций: французов, англичан, немцев, американцев и пр. И количество таких людей будет только расти, поскольку люди по всему миру приходят к осознанию того, что без духовности, без веры в Бога и в ответственность за свои поступки в Грядущей жизни человечество обречено на гибель.
Так что, не только нефтедоллары являются определяющим условием роста количества мусульман в мире. Да и сами нефтедоллары можно использовать по-разному. Одно дело – благотворительность, поддержка мусульманского образования, книгоиздания, медицины и прочих проектов.
Исламские благотворительные организации и медресе, принадлежащие ко всем суннитским конфессиям, получают щедрое финансирование от арабских государств Персидского залива, а также от богатых частных доноров. Другое дело – использование нефтедолларов для идеологической обработки молодых людей с целью их вербовки в ряды различных «исламских» организаций радикального и террористического толка. Статья Наумана интересна именно в этом плане, поэтому продолжим. Впрочем, в этом случае следует говорить не только о нефтедолларах, но и тех силах, которым выгодно мусульманскими руками таскать каштаны из костра.
Науман считает, что феномен исламского радикализма во всем мире напрямую связан с исламскими медресе, которые щедро финансируются нефтедолларами из региона Персидского залива. Эти медресе привлекают детей из самых бедных слоев населения в исламских странах третьего мира, поскольку они предлагают такие стимулы и условия, которые не могут обеспечить даже государственные школы: бесплатный пансион и жилье, бесплатное питание для обездоленных студентов, отсутствие платы за обучение вообще, бесплатные книги и канцелярские принадлежности; некоторые щедро финансируемые медресе даже выплачивают ежемесячные стипендии своим студентам.
При этом, отмечает Науман: «неверно считать, что арабские шейхи Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и некоторых консервативных эмиратов ОАЭ сознательно спонсируют именно ваххабитско-салафитские тренды в исламе. Разница между многочисленными сектами суннитского ислама носит скорее номинальный, чем содержательный характер», – отмечает автор.
Однако известно, что музыку заказывает тот, кто за нее платит, поэтому нельзя забывать о том, что часто программа обучения в медресе зависит от того, кто ее финансирует. В медресе, финансируемом шиитами, будут продвигаться шиитские ценности, в медресе, профинансированном с Аравийского полуострова будет продвигаться ваххабитская доктрина и т.д.
Иными словами, если у того или иного народа нет за спиной крепкого идеологического базиса, созданного предками, то не нужно удивляться тому, что мусульманство в том или ином регионе мира приобретает те или иные странные черты. В этой связи уместно вспомнить слова муфтия Республики Татарстан К. Самигуллина, который сказал, что предыдущие поколения мусульман-татар разработали все аспекты ислама и по всем из них написали массу религиозной литературы так, что мусульмане России могут пользоваться этим массивом, не испытывая нужды в заимствованиях извне. Но ведь не каждый мусульманский народ, возвращающийся к вере имеет такую надежную опору, как книжное наследие предков.
Однако, вернемся к статье Наумана, который обращает внимание на еще один фактор, который, по его мнению, способствует распространению в исламском мире ваххабитско-салафитской идеологии из стран Персидского залива. Таковым фактором является ритуал Хаджа и Умры.
Каждый год миллионы мусульманских мужчин и женщин со всего исламского мира отправляются в священные города Мекку и Медину, чтобы совершить важнейший обряд ислама. При этом хаджии проводят месяц или даже два в Саудовской Аравии, а когда возвращаются домой в свои родные страны, то вместе с очищенными сердцами и очищенными душами, они также приносят с собой рассказы о саудовском гостеприимстве и их «истинной и подлинной» версии ислама, которую некоторые мусульмане, особенно отсталые сельские жители, находят привлекательной и достойной подражания.
Еще одним фактором, способствующим росту ваххабитско-салафитской идеологии во всем исламском мире, Науман считает массы трудовых мигрантов. Миллионы мусульманских мужчин, женщин и семей из всех развивающихся исламских стран живут и работают в богатых энергоресурсами Саудовской Аравии, Катаре, ОАЭ, Кувейте, Бахрейне и Омане. Некоторые из них постоянно проживают там, но в основном они работают по временным разрешениям на работу. Точно так же, как и хаджии, когда трудящиеся-мигранты возвращаются домой в свои родные деревни и города, они также приносят с собой рассказы о арабском гостеприимстве и исповедуемом ими «подлинном исламе».
Пребывание в арабских государствах Персидского залива дает право выносить авторитетные суждения по религиозным вопросам, а поверхностное понимание арабского языка, языка Корана, делает его эквивалентом кади (шариатского судьи) среди неграмотных сельских мусульман; а такие шарлатаны просто воспроизводят обычаи и традиции арабов как подлинную версию ислама для своих отсталых сельских общин.
В завершение скажу, что если количество мусульман в мире прирастает за счет носителей радикальных и экстремистских идей, за свет людей, ратующих за установление т.н. халифата, взимание джизьи с неверных, рабовладения и прочих средневековых «радостей», то радоваться тут нечему. От таких будут шарахаться. Такими будут запугивать, что мы и наблюдаем в наши дни.
Росту количества мусульман в мире можно радоваться только в одном случае – если их оно прирастает за счет просвещенных, образованных людей, имеющих твердые знания как в религиозных науках, так и в светских. Хотя, должен заметить, что с точки зрения того самого «истинного ислама» о подобном разделении и речи быть не должно, ислам нельзя разделять на духовное и недуховное.
Жизнь, поклонение и деятельность человека должны быть освещены светом духовности, не так ли? Нельзя быть духовным, стоя на намазлыке и забывать о ней, усаживаясь в депутатское кресло, или становясь за прилавок. В верующем мусульманине должны бы сочетаться и высокие устремления, нравственная чистота, душевность и деловитость, умение сохранять гармонию между духовными и материальными устремлениями. Такой мусульманин, конечно же, будет примером для окружающих. К такому и придут с просьбой, чтобы он научил основам правильной жизни.
Айдар Хайрутдинов