Из-за событий на Ближнем Востоке сейчас почти полностью предана забвению судьба рохинья – мусульманского меньшинства, проживающего в преимущественно буддийском государстве Мьянма (Бирма). Их насчитывается около 1,3 миллиона, и они сконцентрированы на западе страны в штате Ракхайн, граничащем с Бангладеш.
Мусульмане появились здесь в 1826 году, когда эта территория стала частью Британской Индии и колониальная администрация начала переселять из Бенгалии тамошнее население на безлюдные тогда территории Бирмы.
После обретения Бирмой независимости по итогам Второй мировой войны мусульмане – выходцы из Бенгалии, основавшиеся в Аракане (историческое название современного штата Ракхайн) не получили гражданства и поэтому были ограничены в праве на образование, здравоохранение и свободное исповедание своей религии.
Им даже ограничили право не передвижение между населенными пунктами в самом штате и право на посещение столицы страны – Янгона.
После того как в 2011 году военного диктатора в Мьянме сменило демократически избранное правительство положение рохинья лишь ухудшилось. Пользуясь свободой слова, представители буддийских экстремистских кругов начали кампанию ненависти против них, с целью заставить покинуть страну. В 2012 году последовала серия нападений буддийских экстремистов на деревни, населенные рохинья, в результате которых погибло 280 человек и еще 140 тысяч бежали из своих домов. В настоящее время они проживают в переполненных лагерях беженцев.
Сами рохинья требуют предоставления им прав наравне с остальным населением Мьянмы, в первую очередь, полноценного гражданства.
Со своей стороны президент этой страны Тейн Сейн заявляет, что такого народа не существует, называет их «бенгальцами» и выступает за изгнание из страны.
Закон 1982 года, принятый еще во времена правления в Мьянме военной хунты не признает их коренными жителями страны, так как они появились на ее территории лишь после включения Аракана в состав Британской Индии.
Власти Мьянмы предлагают «натурализацию» тем рохинья, которые согласятся признать себя «бенгальцами» и докажут, что их предки проживают в стране на протяжении трех поколений, что само по себе достаточно сложно для меньшинства, которое постоянно подвергалось ограничениям, в том числе и путем отказа в выдаче различных официальных документов.
Но даже те, кто прошел бы «натурализацию» все равно был бы лишен права на владение землей, поступления на государственную службу, создания политических партий, а также права работать в области юриспруденции, медицины и по инженерным специальностям.
В настоящий момент трудно сказать, какое будущее ожидает рохинья. Пока же многие их них пытаются всеми правдами и неправдами проникнуть в Малайзию и Индонезию, где их ждет участь нелегальных мигрантов.
Эти попытки уже породили интерес современных «торговцев живым товаром», которые наладили каналы переправки нелегальных мигрантов по морю и через соседний Таиланд на территории мусульманских стран – Малайзии, Индонезии и Бангладеш.
За свои услуги эти нелегальные перевозчики берут с человека до 2000 долларов. Люди, решившиеся на такой отчаянный шаг как бегство с родной земли, продают все, что у них имеется: землю, скот, драгоценности.
Попадая в руки контрабандистов, которые в качестве «транзитной зоны» используют нелегальные лагеря на территории Таиланда, они становятся объектом шантажа с их стороны. Их избивают, морят голодом и вымогают дополнительные деньги, чтобы они смогли доехать туда, куда им было обещано.
По данным ООН, с января по март 2015 года около 24 тысяч рохинья попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов, что в два раза больше, чем за тот же период 2014 года.
В настоящее время Малайзия и Индонезия все-таки согласились принять на временной основе 7–8 тысяч беженцев-рохинья. Со своей стороны власти Бангладеш решительно отказываются принимать каких бы то ни было беженцев на своей территории, мотивируя это тем, что у них нет средств для их содержания.
Ильдар Мухамеджанов