«Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников, а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса (Моисей) ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: «Это - одно из деяний дьявола. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение». Он сказал: «Господи! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!». Он простил его, ибо Он - Прощающий, Милосердный.
Он сказал: «Господи, за то, что Ты оказал мне милость, я никогда не буду пособлять грешникам». (Коран; 28: 15-17).
После того как Мусе, мир ему, Аллахом была доверена пророческая миссия, и он стал проповедовать среди народа Израиля, фараон захотел убить его, но его жена Асия убедила не делать этого, и Муса, мир ему, был отправлен в изгнание.
Так пророк оказался в одном из египетских городов, войдя в который он увидел как один из его приверженцев дерется с язычником-египтянином. Он поспешил к нему на помощь и убил египтянина ударом кулака. После этого он обратился к Аллаху с покаянием, за это убийство, хотя, судя по всему, он совершил его непреднамеренно.
Встает вопрос: почему пророк Муса, мир ему, посчитал убийство язычника, угрожавшего жизни его сторонника грехом, и попросил прощения у Аллаха?
Ответ на этот вопрос таков: существуют разные виды соглашений – письменные и устные, а также установленные самим порядком проживания на той или иной территории. Нарушение договоренностей в исламе считается грехом.
Примером фактического соглашения может считаться ситуация когда в немусульманской стране мусульмане и немусульмане живут в мире и не конфликтуют. В этой ситуации любое насилие по отношению к одной из сторон договора будет считаться его нарушением.
В качестве обоснования этой точки зрения ее сторонниками приводится цитата из длинного хадиса:
«(А дело было в том, что) прежде чем стать мусульманином аль-Мугира убил людей, которые были его спутниками, и забрал их имущество, а потом явился (в Медину) и принял ислам, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (ему): «Что касается (твоего) ислама, то я принимаю (его), что же касается имущества, то я не имею к нему никакого отношения».
В комментариях к этому хадису сообщается, что в своё время аль-Мугира бин Шу‘ба вместе с тринадцатью людьми из племени сакиф отправился к правителю Египта, который хорошо принял их и щедро одарил всех, кроме аль-Мугиры, что вызвало его зависть. На обратном пути он убил своих спутников и забрал всё, что у них было, после чего один из вождей курайшитов, ‘Урва бин Мас‘уд, неоднократно приезжал к дяде аль-Мугиры, требуя выкуп за кровь, чтобы не допустить начала военных действий между племенами.
Смысл слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состоял либо в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался принять предложенные ему аль-Мугирой ценности, добытые с помощью вероломного убийства, либо в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел оставить их у него для того, чтобы аль-Мугира выплатил виру за кровь убитых их родственникам в том случае, если бы они приняли ислам». (Сахих аль-Бухари, 2731, 2732).
Ибн Хаджар на этом основании делает вывод, что отнимать имущество у неверующих во времена действия мирных соглашений не разрешается.
Договор создает атмосферу взаимного доверия и должен уважаться всеми независимо от их вероисповедания.
В случае с пророком Мусой, мир ему, нюанс заключался в том, что он не хотел убивать египтянина, а намеревался защитить своего последователя, однако не рассчитал силу удара, от которого тот погиб.
Поэтому он раскаялся и попросил прощения у Аллаха.
Ситуация усложнялась еще и тем, что и сам израильтянин, которого защищал Муса, мир ему, вовсе не был «белым и пушистым». В выше процитированном аяте он назван не больше, не меньше как грешником.
Это позволило богословам сделать вывод, что нельзя соучаствовать в делах тех людей, которые творят несправедливость.
А Аллах знает лучше!
Ильдар Мухамеджанов