Секта саббатейцев зародилась 400 лет назад в Османской империи и до сих пор ее деятельность является предметом обсуждения сторонников различных конспирологических теорий.
Однако они всегда отличались слабым знанием фактов об идеологии саббатейцев, хотя и связывали некоторых известных политических деятелей Турции с этой сектой. Ее основатель – Саббатаи Цеви родился в еврейской семье в Измире в 1626 году. С ранней юности он проявлял интерес к мистицизму и в XVIII лет стал раввином.
В 1648 году он объявил себя долгожданным еврейским «Мессией».
И хотя у него были сторонники среди турецких евреев, он был изгнан из Измира, после чего жил в Салониках, Стамбуле, Алеппо, Иерусалиме и Каире.
В 1665 году он вернулся в Измир, где его с радостью встретили сторонники и враждебно – раввины. Еврейская община разделилась в своем отношении к нему. Османские власти арестовали его и выслали в Стамбул, а оттуда – в Чанаккале.
Из-за того, что он продолжал привлекать к себе сторонников из числа евреев и тем самым вносил смуту в ряды еврейской общины, сам турецкий султан предложил ему на выбор либо принять ислам, либо быть казненным.
Саббатаи Цеви стал Азизом Мехметом Эфенди и начал изучать исламские науки. Он стал так же оказывать помощь османским властям в деле обращения евреев в ислам.
Тем не менее, он был уличен в синкретизме – соединении разнородных вероучительных и культовых положений.
Согласно учению секты Саббатаи Цеви является мессией. Его переход в ислам объяснялся тем, что он должен был опустить душу мессии до самой глубины греховности, чтобы подобрать последние Искры Божественного Света, которые упали в самую бездну.
Цеви был сослан на Балканы, где и умер в 1676 году.
В более поздние времена сторонников Саббатаи Цеви в качестве «козлов отпущения» использовали и националисты и «исламисты», обвиняя их во всех неудачах Турции. Особенно такой подход был популярен в народных массах, которые сильно пострадали в ходе трансформации страны из империи в республику.
В конце XVII века саббатейцы разделились на три секты – Якуби, Каракашлар и Капанджи и их адепты вели двойную жизнь, смешивая религиозную практику иудаизма и ислама, а также идеи Каббалы и суфизма. С течение времени часть из них окончательно перешла в ислам, а часть увлеклась идеями философского модернизма и превратилась в агностиков и атеистов.
Турецкий историк Чингиз Шишман в этой связи указывает, что сионисты считают Цеви предтечей еврейского национализма, так как он поднял вопрос о «Земле Обетованной» и даже побывал на ней: в 1665 году Цеви прибыл в Стамбул, чтобы убедить султана восстановить еврейское царство в Палестине, в котором намеревался царствовать над возвратившимися из тысячелетнего плена «двенадцатью коленами Израилевыми».
Что касается отношения саббатейцев к исламу, то они принимали его потому, что глава их секты так поступил. Но на деле основой их веры был религиозный синкретизм: они смешивали элементы ислама и иудаизма. Со временем они оторвались от еврейского ортодоксального сообщества, забыли еврейский язык и смешались с окружающими, но подозрения в неискренности их перехода в ислам всегда сохранялись.
И хотя члены секты скрывали свои истинные верования, так как в случае их открытой проповеди они могли быть подвергнуты смертной казни, их идеология не была большим секретом для окружающих так как мультирелигиозная и во многом космополитическая культура Османов, в общем, была толерантна к тем, кто продолжал в тайне исповедовать свою веру.
После XIX века мистический ореол секты несколько померк, так как не осталось саббатейцев, которые в полном объеме знали учение Саббатаи Цеви. Это привело к тому, что уже во времена республики саббатейцы превратились из религиозного сообщества в социальное, объединявшее всех, кто по происхождению был потомком членов секты.
Многие из них принимали активное участие в движении младотурок; в состав революционного правительства, сформированного в 1909 году, вошли несколько саббатейцев, а министром финансов стал предводитель каракашларов Джавид-бей.
В связи с этим появились различные конспирологические теории, объяснявшие враждебность властей республики к исламу влиянием саббатейцев. Эти теории указывали на них же, как на причину всех неудач и несчастий турецкого народа и государства.
В Турции весьма популярны слухи что саббатейцы, которых здесь называют денме, мстили султану Абдул-Хамиду за то, что он препятствовал деятельности Теодора Герцля в Палестине.
Сейчас в Турции проживают около 2500 денме. В частности, к ним принадлежал бывший министр иностранных дел страны Исмаил Джем.
Во всей этой удивительной истории больше всего поражает веротерпимость мусульман, которые никак не вмешивались в богословские дискуссии иудеев и даже не казнили еврейского лжемессию, который, ни много, ни мало, хотел отторгнуть от Османской империи Палестину.
Ильдар Мухамеджанов
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!