На Западе широко распространено мнение, что мусульман в принципе невозможно обучить работе на современной технике. Особенно любят порассуждать на эту тему в Израиле, приводя в пример многочисленные победы над египтянами и сирийцами в войне 1948 года, Шестидневной войне, так называемой войне Судного дня 1973 года, Ливанской войне 1982 года и прочих более мелких конфликтах.
Однако в военно-воздушных силах арабских и мусульманских стран были храбрые и квалифицированные пилоты.
Одним из них был человек поистине удивительной военной и летной судьбы - пакистанский пилот Сайфуль Азам. Он родился в Бенгалии – одной из провинций Британской Индии в 1941 году и провел детство в Калькутте. В 1947 году после раздела Индостана его семья переехала в Восточный Пакистан (с 1971 года – Бангладеш). В 1958 году он поступил в Пакистанский военно-воздушный колледж и в 1960 году закончил его.
Затем он был направлен в США, где освоил истребитель Ф-86 «Сейбр».
Самолет этот был создан в конце 40-х годов и принадлежал к первому поколению реактивных истребителей. Он принимал активное участие в Корейской войне, где его противником был советский МИГ-15. Эти самолеты были примерно равны по своим характеристикам.
В сентябре 1965 года началась вторая индо-пакистанская война за Кашмир. Здесь Сафуль Азам открыл счет своим победам в воздушных боях, сбив индийский истребитель.
Но настоящая слава пришла к нему позже – во время так называемой Шестидневной войны 1967 года.
Еще до начала этой войны король Иордании Хуссейн решил усилить свою авиацию, основу которой составляли английские истребители «Хоукер Хантер». Самолет этот был также достаточно старым – он начал эксплуатироваться в 1954 году и к 1967 году успел порядком устареть. Во всяком случае, он серьезно уступал состоявшим на вооружении у Израиля французским самолетам «Мираж». Например, скорость «Хантера» составляла немногим более 1000 километров в час, а скорость «Миража» - 2350 километров в час. Кроме этого стоит добавить, что «Хантер» не имел ракетного вооружения и мог лишь вести огонь из бортовых пушек. Также у «Хантера» отсутствовала бортовая радиолокационная станция, а «Мираж» был оснащен новейшей по тем временам РЛС, позволявшей «видеть» вражеский самолёт за 50 километров.
Недостатки техники было решено компенсировать качеством подготовки пилотов. Поэтому иорданцы обратились за помощью к Пакистану, чьи пилоты обладали опытом ведения боевых действий и навыками владения современной летной техникой.
В ноябре 1966 года группа пакистанских пилотов прибыла на авиабазу Мафрак, где приступила к полетам на «Хантерах». В ее составе находился и флайт-лейтенант Сайфуль Азам, который к тому времени считался опытным боевым летчиком.
Иорданцы также закупили в США несколько новых истребителей «Старфайтер», однако американцы просто не дали ими воспользоваться во время войны: зная заранее о том, что Израиль нападет на арабов в начале июня американские инструкторы за два дня до начала военных действий перегнали их в Турцию.
Поэтому иорданским и пакистанским пилотам пришлось воевать, грубо говоря, на «старье». В этой ситуации Сайфуль Азам продемонстрировал, что может сделать хороший пилот на плохом самолете.
Война началась 5 июня 1967 года с удара по египетским аэродромам. Затем израильские ВВС начали нанесение запланированного удара по базе иорданских ВВС Мафрак. Сайфуль Азам на своем «Хантере» поднялся в воздух для прикрытия аэродрома.
От операторов радиолокационных станций он получил информацию о группе самолетов, приближавшихся с запада к Мафраку. Когда противники сблизились, и Сайфуль Азам четко опознал израильские истребители-бомбардировщики «Мистэр» французского производства. Пакистанский пилот сделал крутой разворот и, зайдя в хвост израильской четверке, атаковал замыкающего. Огнем пушек с близкой дистанции он сбил один самолет, который упал на окраине летного поля, а пилотировавший его израильский летчик погиб.
Однако это еще был не конец воздушного боя. Осмотревшись, Сайфул Азам увидел еще одну пару «Мистэров» быстро приближающихся с запада. Он развернулся на них, пытаясь атаковать слева. Начался классический воздушный бой – «собачья свалка». В конце концов, Сайфуль Азам на виражах сумел выйти в хвост одному из израильтян и сбить огнем из своих пушек с расстояния в 200 метров.
К сожалению, эти одиночные победы не смогли изменить общей обстановки: авиабаза Мафрак была разбомблена. У Азама закончилось топливо, и он приземлился в международном аэропорту Аммана, который спустя короткое время также был уничтожен израильской авиацией.
В течение дня иорданские ВВС перестали существовать. После этого король Хуссейн приказал уцелевшим пилотам переехать в Ирак и продолжить боевые действия на иракских самолетах.
Командование иракских ВВС также сильно пострадавших от налетов израильской авиации сосредоточило все боеспособные машины на базе Хаббания в 50 км к западу от Багдада.
Здесь было сформировано авиазвено, задачей которого было прикрытие авиабазы от воздушных налетов.
Командиром звена был назначен Сайфуль Азам, а в его состав вошли один иорданец и двое иракцев.
Это было чистой воды импровизацией, так как пилоты до этого не были знакомы друг с другом и ни о какой слетанности не приходилось говорить, но их боевой дух был высок, и они жаждали встречи с противником.
Утром 7 июня операторы сирийской РЛС засекли четверку бомбардировщиков «Вотур» и пару прикрывавших их истребителей «Мираж», направлявшихся к иракской авиабазе Н-3, и передали эти данные иракцам. Звено иракских «Хантеров» поднялось в воздух. За пять миль до базы Сайфуль Азам обнаружил израильские самолеты и начал выход в хвост бомбардировщикам. В это время один из его пилотов заметил «Миражи», которые сами выходили в атаку на арабские перехватчики, и предупредил об этом Сайфуль Азама. Он приказал второй паре продолжать преследование бомбардировщиков, а сам решил заняться истребителями.
Он перевёл свой «Хантер» в снижение, стремясь навязать израильтянам ближний бой на минимальных высотах, чтобы лишить «Миражи» преимущества в скорости.
Выполнив крутой разворот вправо он «стряхнул» «Миражи» со своего хвоста и они потеряли его из вида.
Быстро сблизившись с растерявшимся противником, Азам поймал его в прицел и дал двухсекундную очередь из пушек. Снаряды 23-мм пушки «Аден» разорвали блестящие металлом плоскости «Миража», а затем взорвались его топливные баки. Пилотировавший этот новейший по тем времена израильский истребитель французского производства капитан Гидеон Дрор едва успел катапультироваться и попал в плен.
В следующий момент Азам заметил вторую пару «Вотуров», идущих встречным курсом в 600 метрах ниже него. Выполнив нисходящую полупетлю, он буквально рухнул на противника сверху. Поймав его в прицел, Азам дал короткую очередь с дистанции 60 метров, рискуя попасть под обломки, но Аллах хранил пакистанского аса и он, буквально пролетев через огненное облако, образовавшееся при взрыве израильского самолёта выскочил из него невредимым.
Вражеский пилот, успевший катапультироваться в последний момент, также попал в плен.
Еще один «Вотур», которого атаковал ведущий второй пары, иракский лейтенант Самир упал вблизи границы Саудовской Аравии с Ираком, оба летчика были найдены мертвыми в кабине. Таким образом, в этом бою победа досталась мусульманским соколам.
К сожалению, на общий исход войны она повлиять не могла.
Позднее в воздушных боях Сайфуль Азам сбил еще два сверхзвуковых израильских «Миража».
Азам был удостоен наград Иордании, Ирака и Пакистана: пакистанского Ситара-и-Джаурат (Звезда Храбрых); иорданского ордена Истиклал; иракской Медали за храбрость. Затем продолжил службу в ВВС Бангладеш и в 80-х годах вышел в отставку.
От имени военно-воздушных сил США в числе других 22 асов он был удостоен неофициального титула 'Living Eagles' of the world" («Ныне здравствующих боевых орлов мира») в 2001 году.
Ильдар Мухамеджанов