Среди архитектурных достопримечательностей столицы пакистанской провинции Пенджаб - города Лахор особое место занимает небольшой мавзолей серо-белого цвета. Он известен как последнее пристанище легендарной Анаркали - обитательницы гарема падишаха империи Великих Моголов Акбара и возлюбленной его сына Салима, будущего падишаха Джихангира.
Рассказ об Анаркали всегда привлекал интерес историков и просто любопытных своим захватывающим сюжетом, тайной, кипением страстей. Ее история – это, в первую очередь, легенда, которая перекочевывала из уст в уста, из поколения в поколение.
Согласно ей, сын падишаха Акбара Салим полюбил танцовщицу Анаркали и захотел жениться на ней. Однако его отец был против этого брака и бросил Анаркали в темницу. Салим восстал против Акбара и освободил возлюбленную, но потерпел поражение в бою, и отец приговорил его к смертной казни. Чтобы спасти Салима, Анаркали вернулась во дворец. По приказу Акбара ее живьём замуровали в стену.
Так гласит легенда, а если опираться на доступную информацию, то настоящее имя этой женщины было Надира Бегум или Шарифу-н-Ниса. Она была родом из Ирана и прибыла в Лахор с торговым караваном.
Так как она была очень привлекательна, то получила доступ ко двору Акбара и удостоилась прозвища «Анаркали» («анар» – означает гранат, «кали»- цвет).
Однако стоит отметить, что ни сам Салим (или Джихангир) в своем сочинении «Тузк-и-Джихангир», ни историки тех времен не упоминают о ней. Восстание же, которое Салим поднял против своего отца, диктовалось в первую очередь борьбой за престол и причиной его был конфликт с визирем Абу-л Фазлом Аллами, ратовавшим за укрепление единовластия падишаха Акбара.
Первое упоминание об Анаркали содержится в путевых заметках британского торговца и путешественника Уильяма Финча, который побывал в Лахоре между 1608 и 1611 годами. Согласно им, Анаркали была одной из жен падишаха Акбара и матерью его сына Даниял-шаха. Акбар заподозрил ее в связи со своим сыном Салимом и заживо замуровал ее в стену Лахорской крепости. В память о своей возлюбленной Джихангир и воздвиг мавзолей, который сейчас можно видеть в столице Пенджаба.
Другие западные путешественники, побывавшие в Лахоре в течение двух последующих столетий – Хаггл, Принс и Масон, упоминают лишь о прекрасном саде и замечательной архитектуре мавзолея, но ни слова не говорят о том, кто в нем похоронен. Суфийский шейх Нур Ахмед Чашти в своей книге «Тахкикат-и-Чаштия», написанной в 1860 году, раскрывает некоторые детали, касающиеся этого мавзолея и Анаркали, основанные на его персональных наблюдениях и традиционных историях.
Он пишет: «Анаркали была красавицей и любимой наложницей Акбара, а ее настоящее имя было Надира Бегум или Шарифу-н-Ниса. Необыкновенная любовь Акбара к ней заставила двух других его наложниц ревновать и испытывать ненависть к Анаркали. Некоторые рассказывают, что когда Акбар посещал Деккан, Анаркали заболела и умерла, а эти две наложницы покончили с собой, опасаясь гнева падишаха. Когда падишах вернулся, он повелел построить этот мавзолей». Чишти также сообщает: «Я видел могилу, отделанную камнем, на которой было выбито 99 имен Аллаха и имя султана Салима Акбара было начертано в изголовье».
Историк Саид Абдул Латиф в своей книге «Тарих-и-Лахор» сообщает, что Анаркали была одной из наложниц Акбара. Он заподозрил ее в незаконной связи со своим сыном Салимом и приказал замуровать заживо в стену, а мавзолей был воздвигнут позже – после того как Салим стал падишахом под именем Джихангир. По его данным, на могиле было выбито стихотворение на персидском языке: «Если бы я мог увидеть свою любимую ещё раз, то был бы благодарен Аллаху до самого Судного дня».
Это – явная отсылка к сюжету о любви Салима и Анаркали. Согласно сведениям Абдул Латифа, на могиле было выбито две даты: 1008 год по хиджре (1599) и 1025 год по хиджре (1615). Возможно, первая дата – дате ее смерти, а вторая – дата возведения мавзолея.
Архитектор и историк 18 века Абдуллах Чагатай приводит другую версию создания мавзолея: построенный в самом центре гранатового сада, он поместил в себе могилу жены Джихангира Сахиб Джамал, которая была ему очень дорога. Со временем ее имя забылось, и народная молва связала этот мавзолей с именем Анаркали из-за ассоциации с цветом граната.
«Второе дыхание» легенде об Анаркали придала поэма индийского поэта Имтаза Али Таджа, в которой он с трагизмом описывает все перипетии отношений наложницы из гарема и сына падишаха, а также ее трагическую смерть.
В Индии в 1928 году был снят фильм под таким же названием. В 1960 году появился фильм «Великий Могол», в котором также обыгрывается сюжет о любви Салима и Анаркали с той лишь разницей, что вместо казни Акбар освобождает её и берёт с неё обещание навсегда покинуть пределы империи.
Хотя история об Анаркали содержит немало противоречий и точно не известно, кто похоронен в мавзолее, расположенном неподалеку от резиденции правительства провинции Пенджаб, можно предположить, что это была значимая персона. Кроме того, лахорские рынки под названием Новый Анаркали и Старый Анаркали напоминают о красивой легенде, запечатлевшейся в народной памяти.
Ильдар Мухамеджанов