Абуль-Фатх Абд Ар-Рахман аль-Хазини (ум.1121) – известный мусульманский средневековый физик и астроном. Он усовершенствовал целый ряд классических научных инструментов, среди которых диоптр, трикветрум, различные квадранты и астролябии.
Он также известен своими сочинениями по гидростатике, определению веса тел в различных средах, но больше всего получил признание как астроном, который отталкиваясь от теоретических знаний, систематически изложил различные вопросы, возникшие в ходе развития такой науки, как астрономия.
Удивительнее всего то, что он был самого незнатного происхождения – сын рабыни, захваченной в завоевательном походе и проданной на одном из невольничьих рынков Хоросана.
Некоторые источники указывают, что родился около 1077 года в Мерве, в доме казначея правителя города Али бин Мухаммада аль-Марвази, которому предположительно приписывают его отцовство.
Хозяин был настолько впечатлен тягой ребенка к наукам, что разрешил ему учиться.
Мерв в то время был центром наук и образования и привлекал искателей знаний своими библиотеками. Стоит отметить, что одним из учителей аль-Хазини был знаменитый Омар Хайям. Кроме него он посещал занятия у знаменитого аль-Исфарази – изобретателя различных астрономических инструментов, Мухаммада Абу Бишра аль-Марвази, а также Хакима аль-Хуссейна ас-Самарканди – ведущих астрономов того времени.
Со временем аль-Хазини и сам внес огромный вклад в развитие астрономической науки. Его самая известная работа «Аз-Зидж Ас-Санждари», посвященная сельджукскому султану Санджару бин Маликшаху, правившему Хоросаном, отличается тщательной проработкой деталей и является систематическим изложением проблем астрономии и примыкающих к ней вопросов математики с доказательствами, описаниями методики наблюдений и проверки данных. Зидж содержит хронологические таблицы, таблицы тригонометрических функций, таблицы функций сферической астрономии для широт Мерва и Багдада, уравнение времени, таблицы средних движений Солнца и Луны, таблицы движений планет, их соединений и противостояний, солнечного и лунного параллакса, звёздный каталог, таблицы для подсчета времени наступления религиозных праздников, времени мусульманского поста Рамадан, развитие теории визуального наблюдения планет и таблицу солнечных затмений.
В своей другой работе, «Трактате об астрономических инструментах», он описывает трикветрум, секстант, астролябию, нивелир и другие инструменты. Его астролябия, снабженная самовращающейся сферой, интересна тем, что сочетает знания по астрономии и механике. Сфера, на которой были обозначены различные звезды, приводилась в движение с помощью песка, высыпающегося из специального резервуара.
Задолго до немецкого математика Кристиернуса Морсиануса аль-Хазини описал, как ведет себя абстрактный вес масс, составленных из двух различных материалов. Он доказал, что принцип Архимеда применим к газам так же, как и к жидкостям.
Эти открытия способствовали изобретению барометра и вакуумного насоса.
Еще один его труд, «Мизан аль-Хикмат» («Весы Мудрости»), считался утерянным до тех пор, пока Генеральный консул Российской империи в Персии Николай Ханыков не обнаружил его в Тебризе. Он опубликовал описание этого труда в «Журнале американского общества ориенталистов» в 1859 году, подчеркивая важность содержащихся в ней сведений по механике и физике.
Эта энциклопедическая работа представляет собой одно из наиболее значительных сочинений по механике, гидростатике и физике в средние века. Она содержит в себе подробные оценки физических принципов, которые лежат в основе статического и гидростатического баланса, а также сведения по конструированию и использованию различных инструментов для проведения опытов. «Весы мудрости» — это равноплечие рычажные весы с пятью чашами и передвижной гирей, с помощью которых можно взвешивать разные грузы в воздухе и в воде. И хотя у трактата была сугубо практическая цель – отличать чистые металлы от сплавов, чтобы не допустить попадания в сокровищницу султана фальшивых ювелирных изделий, она способствовала развитию прикладной механики, которая исследовала теоретические проблемы, сформулированные еще Аристотелем, Евклидом и Архимедом.
Кроме этого аль-Хазини разработал метод определения Киблы, направления для совершения молитвы в сторону Мекки, с использованием механических элементов.
При всем этом он лично был аскетом и довольствовался малым.
Когда султан Санджар прислал ему тысячу динаров в качестве вознаграждения за составленный им Зидж, аль-Хазини отослал их обратно, сказав, что у него есть десять динаров, а на жизнь ему требуется три динара в год. Семьи у него нет, а из домашней живности — одна кошка.
Аль-Хазини посвятил всю свою жизнь науке, которую поставил на службу мусульманам.
Ильдар Мухамеджанов
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в социальных сетях!