Суфийское предание
Предание гласит, что Осман-гази очень любил принимать у себя гостей. Откуда бы ни приходил путник, он приглашал его к себе в дом, кормил и оставлял ночевать, а наутро прощался с ним.
Однако его соплеменникам не нравилось, что Осман привечает путников, не являющихся им ни родственниками, ни соседями. Они посоветовались и решили потребовать от него прекратить вести себя подобным образом. В один прекрасный день они собрались и потребовали от него больше не водить к себе гостей.
Но он не прислушался к их требованию, и продолжал поступать так, как считал нужным. Это сильно рассердило его соплеменников, и они сказали, что если он не прекратит так себя вести, то они выгонят его из деревни.
Осман не испугался и все равно привел к себе гостя, и тогда его соплеменники заявили ему, что убьют его, если он немедленно не уйдет из деревни.
Осман был в растерянности и не знал куда идти. Он направился к своему шейху, который жил в соседней деревне. Придя к нему домой, он рассказал о том, что случилось. Шейх выслушал его и предложил отдохнуть, а случившееся обсудить утром и найти решение этой проблемы.
Осман проспал всю ночь в гостевой комнате. Проснувшись на тахадджуд и совершив намаз, он стал искать свиток Корана, так как обычно читал его в это время. К его ужасу он обнаружил, что Коран стоит на полке, к которой он развернулся ногами во время сна. Он взял Коран, поцеловал его и прижал к груди, а затем стал просить у Аллаха прощения за свое неуважение к книге Аллаха, хотя и непроизвольно проявленное во сне.
В ту же ночь его шейху приснилось, что он должен велеть ему покинуть деревню, так как ему предопределено сыграть великую роль в мировых делах.
Когда же шейх пришел к Осману, то застал его плачущим и прижимающим Коран к груди. Он спросил, что происходит и Осман рассказал, что проспал всю ночь ногами к полке, где стоял Коран.
Согласно увиденному в своем сне, шейх сказал, что Осман должен уйти, так как его ждет великое будущее. Осман еще больше расстроился, так как ему некуда было идти, а его шейх заставлял уходить.
Вскоре после того, как Осман ушел из деревни, он набрел на группу молодых людей, которые посвятили себя служению религии. У них не было руководителя, и никто из них не соглашался занять этот пост.
За ночь до этого они решили, что первый, кого они повстречают за пределами города, будет их амиром.
Так было предопределено, что первый, кого они встретили, был Осман.
Они рассказали ему о своем решении, и Осман согласился на их предложение.
После этого группа молодых людей вышла на путь Аллаха. Где бы они ни проходили, местные жители поражались их богобоязненности. На вопрос, куда они идут, молодые люди отвечали, что посвятили свою жизнь служению Аллаху.
В каждой деревне по нескольку молодых людей присоединялись к ним. Таким образом, набралось несколько сот человек молодежи.
На общем совете они решили защищать жителей приграничных городов и деревень, которые часто подвергались нападениям немусульман из соседних государств. Однако шпионы узнали о том, что большая группа, больше тысячи человек, мусульманской молодежи готова выступить на защиту своих единоверцев, подвергающихся нападениям извне, и донесли об этом своему королю.
Король был стар и не хотел воевать. Он предложил заключить мир и свою дочь в жены Осману в знак искренности своих намерений.
Осман посоветовался со своими товарищами и принял это предложение. Дочь короля приняла ислам и вышла замуж за Османа. Так как она была единственной наследницей трона своего отца, то после его смерти трон перешел к его зятю – Осману.
Когда Осман стал главой государства, он напомнил себе о том, с чего он начинал.
Его выгнали из дома его же собственные соплеменники, но за то, что он очень трепетно относился к Корану, Аллах даровал ему высокое положение в этом мире. Поэтому Осман решил, что законом его государства будет Коран. Таким образом был заложен фундамент Османской империи, которая стала исламским халифатом и обеспечила людям возможность жить в соответствии с волей Аллаха. Уважение одного человека к Корану дало возможность создать исламское государство.
Вместо послесловия
Современная турецкая историография (примером тому – классическая работа «История османского государства, общества и цивилизации» под редакцией профессора Э. Ихсаноглу) признает, что никаких точных сведений о начальном периоде становления Османской империи не сохранилось. Все, что есть, – это сведения из византийских летописей и легендарные предания, которые были зафиксированы такими авторами, как Ашыкпашазаде, Орудж-бей, Нешри и другими около XV века, и на содержание которых повлияло субъективное восприятие самих авторов, отражающее тогдашнюю точку зрения на события.
Однако турецкие историки сходятся в том, что Осман-гази возглавил группу выходцев их племени кайи, которое проживало в районе города Сегют. Обычно тюркские племена имели подразделения, которые назывались по именам их предводителей. То, что группа, которую возглавил Осман-гази, не носила имени его отца – Эрторгула, или деда – Гюндуза Алпа, позволяет сделать вывод, что в качестве вождя его выдвинули его соратники.
Историки также указывают, что в процессе своего усиления Осман-гази сохранял дружеские отношения с византийскими правителями. Усиление Осман-гази способствовало тому, что к нему присоединились не только окрестные туркменские бейлики, но и некоторые византийские правители. В своей политике Осман опирался в первую очередь на исламские источники права, суфийских шейхов и членов многочисленных суфийских тарикатов, хотя, по уверениям историков, прежде всего, западных, не отказывался он и от использования обычного племенного права.
В труде же османского литератора Ахмеди «Iskendernâme», считающимся первым источником по истории османов, говорится, что особое внимание Осман-гази уделял такому острому вопросу, как утверждение справедливости.
Ильдар Мухамеджанов
Понравилась статья? Поделитесь на facebook тем, как Осман-гази стал основателем Османской империи!