Женщины-ученые исламского мира менее известны, чем мужчины. Тем не менее, их деятельность достойна самого пристального внимания и изучения, а сам факт их существования опровергает миф о воспитании поколений неграмотных мусульман неграмотными женщинами.
Точная дата ее рождения не известна, однако точно установлено, что она родилась в 12 веке в городе Самарканд.
Самарканд – один из старейших городов Средней Азии, расположенный на Великом Шелковом Пути. Именно здесь, в Самарканде, местным жителям удалось выведать секрет изготовления бумаги у двух заезжих китайцев и создать фабрику по ее производству. В дальнейшем это важнейшее для распространения культуры изобретение разошлось по всей Европе через мусульманскую Испанию.
Фатима ас-Самарканди родилась в то время, когда былая слава города померкла под прессом тяжелого правления монгольских завоевателей.
Ее отцом был знаменитый факих и богослов Мухаммад ибн Ахмад ас-Самарканди, автор знаменитого сочинения «Тухфату-ль-Фукаха» - классического труда по ханафитскому фикху.
Он и стал ее первым учителем. Фатима настолько хорошо разбиралась в исламском праве, Коране и хадисах, что имела право давать фетвы, которые ее отец скреплял своей подписью.
Когда Фатима достигла брачного возраста многие богачи и обладатели власти сватались к ней. Однако отец всем им предпочел своего ученика Ала ад-Дина Абу Бакра ибн Масуда аль-Касани, который написал комментарий на «Тухфату-ль-Фукаха» - «Бадаи ас-Санаи» - еще одно классическое сочинение по ханафитскому фикху. Этот труд стал махром (брачным даром жениха) при их бракосочетании.
С тех пор два великих факиха проживали в одном доме, и каждый мог обратиться к ним со своим вопросом. Однако уровень знаний Фатимы превосходил уровень знаний аль-Касани и он часто обращался к ней за помощью при вынесении тех или иных фетв.
Известный арабский средневековый биограф ибн аль-Адим из Алеппо писал: «Мой отец рассказал, что… ее муж иногда испытывал сомнения и ошибался при вынесении фетв. Она поправляла его, сообщала правильный вариант и объясняла причины его ошибки».
Один из учеников Касани рассказывал: «Иногда ученики задавали аль-Касани трудные вопросы. Он уходил к себе домой, а когда возвращался, то давал детальные ответы на них. Это происходило довольно часто. В конце концов мы поняли, что имам Касани уходил домой чтобы спросить Фатиму и узнать правильный ответ».
Правители того времени оказывали Фатиме знаки уважения. Когда супруги переехали в Алеппо тамошний правитель (атабек) – знаменитый Нуруддин Махмуд Зенги учился у Фатимы и советовался с ней по важным вопросам.
Фатима ас-Самарканди была известна не только своими знаниями, но и щедростью. Однажды в Алеппо, в месяц Рамадан она продала свои браслеты, чтобы устроить ифтар для местных богословов. Традиция многолюдных ифтаров, заложенная Фатимой ас-Самарканди, существует в этом городе до сих пор.
Оформляя фетвы, которые давала сама, или ее муж и отец она украшала их каллиграфическими подписями и орнаментами . Эти фетвы кроме богословского содержания являли собой мастерские образцы каллиграфического искусства.
Фатима ас-Самаркадни пользовавшаяся всеобщим уважением и авторитетом умерла и была похоронена в Алеппо. Ее богословское наследие известно, но оказалось в тени сочинений других ученых-теологов.
Каллиграфические тексты с ее фетвами все еще хранятся в библиотеках во многих городах Ближнего Востока, но им уже угрожают невежественные люди новых времен, отвергающие классическое богословское наследие мусульманских ученых и считающие свое невежество «истинным» знанием, которое следует навязывать силой.
Наличие подобных женщин в истории ислама нередко шокирует современных мусульман, хотя их было достаточно в прошлом. Это было своего рода нормой и никого не удивляло.
Может быть, секрет стойкости мусульман прошлых времен заключался в том, что их воспитывали женщины, подобные Фатиме ас-Самарканди?
Ильдар Мухамеджанов
Понравилась статья? Будем признательны за репост!