При седьмом аббасидском халифе аль-Мамуне, правившим с 813 по 833 годы, не смотря на усилившийся политический кризис невиданного доселе расцвета достигли наука и искусство. Еще его отец, легендарный халиф Харун ар-Рашид основал в Багдаде нечто вроде академии наук, назвав ее «Домом мудрости».
Туда собирались ученые со всех концов исламского мира. Там переводились с греческого, персидского и санскрита на арабский многочисленные научные трактаты древности.
Все это дало основание некоторым востоковедам говорить об этом времени как о «мусульманском Реннесансе» по аналогии с европейским Возрождением, которое началось значительно позже и, как раз, использовало достижения арабо-мусульманской науки и культуры.
Одним из гениев тех времен стал аль-Хорезми – перс по происхождению, из города Хорезм, которого по праву называют «отцом современной математики». Его трактаты «аль-Джебр» и «аль-Мукабала» положили начало современной математической науке.
После серьезного политического ослабления халифата центр исламской науки переместился в Хоросан – исторический регион, занимавший часть территорий современного Ирана, Афганистана, Таджикистана, Узбекистана и Туркмении.
Стоит отметить, что значительная часть научных работ, выполненных в исламском мире в период с 9 по 12 века на арабском языке принадлежит неарабам – выходцам из Центральной Азии. Их наследие и дальше позволило развиваться науке, культуре и искусству в исламском мире в течение столетий.
Уже будучи политически разобщенным, распавшись на отдельные государства, исламский мир продолжал генерировать новые идеи.
Так, например, столица державы Тахиридов – Нишапур считалась одним из научных центров исламского мира, наряду с такими городами как Мерв, Балх, Герат. Здесь родился знаменитый математик, астроном и поэт Омар Хайам.
В Бухаре родился знаменитый ученый-мухаддис имам Мухаммад аль-Бухари. Его сборник хадисов является авторитетнейшим в исламском мире и пользуется заслуженным уважением и признанием как второй по значимости источник знаний по исламу после Корана. Стоит отметить, что из шести сборников достоверных хадисов пять составили уроженцы Средней Азии, которые по происхождению не являлись арабами.
Среди среднеазиатских ученых также стоит отметить Абу Али Хуссейна Ибн Сину (Авиценну), Мухаммада бин Закарию ар-Рази (Разеса) и Абу ар-Райхана Мухаммада аль-Бируни.
Родившийся в 980 году в Бухаре Ибн Сина был ученым широкого профиля и естествоиспытателем, но известен, прежде всего, как врач. Его «Канон врачебной науки», переведенный с арабского на латынь служил учебным пособием для врачей на Западе в течение столетий, вплоть до научных открытий Нового времени.
Аль-Бируни (973–1048) родившийся в Хорезме, написал 45 сочинений по астрономии. Кроме этого у него есть поистине уникальные сочинения по математике, например, «Об определении хорд в круге при помощи вписанной в него ломаной линии» (в ней рассматривается ряд принадлежащих Архимеду теорем, не сохранившихся в греческих рукописях).
В 1038 году Бируни написал «Минералогию, или Книгу сводок для познания драгоценностей», в которой определён удельный вес многих минералов и даны подробные сведения о более чем пятидесяти минералах, рудах, металлах, сплавах.
Можно и дальше перечислять достижения мусульманских ученых из Центральной Азии, внесших неоценимый вклад в развитие современной науки.
Постепенно «мусульманский Ренессанс» сошел на нет, и трудно ответить, почему.
Может быть, тому виной монгольское нашествие, в результате которого многие города были разрушены, а работавшие в них ученые были вынуждены бежать или погибли.
В любом случае, современные жители Средней Азии – наследники величайшей цивилизации, давшей миру множество ученых и научных открытий, о чем, как правило, не знают люди, претендующие на образованность и на то, что их культурный уровень выше чем у «приезжих».
Ильдар Мухамеджанов
Понравилась статья? Пожалуйста – репост!