Агенты в мечетях и нулевая исламофобия: из истории ислама в Японии

Первое знакомство с исламом в Японии состоялось после революции Мэйдзи – реформ, проводимых в буржуазном духе в 1868-1890 гг., которые были направлены на стимуляцию экономического развития и сделали страну более открытой для иностранцев.

С начала 1970-х гг. представители японских правящих кругов начали проводить регулярные контакты с официальными представителями Османской империи. В начале 80-х гг. между двумя странами были установлены официальные дипломатические отношения.

Примечателен тот факт, что встреча османского посла Шакир-паши с японским послом Сигимицу произошла не где-нибудь, а в Санкт-Петербурге.

В 1887 г. Стамбул посетил японский принц Комацу Акихито с женой.

В эти же годы в Японию стали посещать с деловыми визитами торговцы-мусульмане из Индии и Малайи. Много малайских матросов было и на торговых кораблях, работавших на линиях, соединявших различные азиатские порты с японскими Йокогамой и Кобе.

История ислама в Японии тесно связана с татарами. В разные годы здесь жили и работали такие известные татарские общественные деятели, как Абдурашид Ибрагимов, Гаяз Исхаки. Татары, массово бежавшие из России в период революции и Гражданской войны через Китай, осели в Японии в 1930-е гг. Первая мечеть в Токио была построена именно ими в 1938 г.

Впрочем, до этого в Японии уже существовали две мечети – мечеть в городе Нагоя, построенная в 1931 г., и мечеть в городе Кобе, построенная в 1935 г. Обе они были возведены на средства мусульман–выходцев из Индии.

Примечательно, что токийская мечеть, расположенная в районе Йойоги Уехара, строилась при поддержке японского правительства, уравнявшего в 1939 г. ислам в правах с буддизмом и христианством, и финансовой помощи компании «Мицубиси». В церемонии ее открытия участвовали известные японские общественные и государственные деятели и представители посольств мусульманских государств.

В 2000 г. мечеть была реконструирована на деньги правительства Турции. В ее облик были внесены изменения в типично турецком стиле: изменена конструкция минарета и купола, которые приобрели очертания, характерные для национального стиля архитектуры мечетей этой страны.

В 30-е гг. японское правительство определенным образом учитывало исламский фактор в своих планах. Проводя политику под лозунгом «Азия для азиатов», японские правящие круги поддерживали мусульман-борцов с голландским колониализмом на территории современной Индонезии.

Японцы также пытались расположить к себе мусульман в Китае, который они оккупировали к концу 30-х гг. и где они встретили серьезный отпор, в том числе и со стороны последователей ислама. При содействии японских властей в 1937 г. была построена мечеть в Харбине.

Еще в 1924 г. башкирским общественным деятелем Мухаммед-Габдулхаем Курбангалиевым было организовано общество мусульман Токио – махалля «Исламия», а в 1927 г. открыто медресе.

В 1932 г. в Японии для изучения ислама был создан Институт исламской культуры, а в 1937 г. при поддержке правительства – Институт исламского мира.

После войны все исламские организации был распущены по распоряжению оккупационного командования союзников.

Организация японских мусульман была воссоздана лишь в 1953 г.

Официально подсчетом мусульман в Японии никто не занимался. Демографы, анализируя миграционные потоки, сообщают о 70-120 тысячах последователей ислама, проживающих в стране на постоянной или временной основе. Считается, что 10% из них – этнические японцы. Полная же численность населения Японии – 127 миллионов человек.

По сообщению Международной организации по миграции (IOM), численность иностранных рабочих в Японии за последние 20 лет удвоилась и достигла двух миллионов к 2011 г.

В конце 80–начале 90-х гг. правительство Японии проводило политику стимуляции трудовой миграции в страну из-за дефицита рабочей силы. Среди приехавших было много выходцев из Пакистана и Бангладеш.

В настоящее время в Японии насчитывается около 200 мечетей и молельных домов.

С другой стороны, ислам стал объектом пристального внимания со стороны японских властей после 11 сентября 2001 г. Их действия даже послужили поводом для доклада комиссии ООН по правам человека, в котором сообщалось о систематическом наблюдении за мечетями в Японии.

Полиция продолжает посылать в мечети своих агентов, следит за отдельными гражданами, фиксирует их имена и адреса и уже создала базу данных, в которой содержатся сведения о более чем 70 тысячах человек. В некоторых случаях полиция устанавливает камеры наблюдения внутри мечетей.

В целом же японцы в большинстве своем индифферентно относятся к любой религии.

Традиционная религия Японии – синтоизм обожествляет силы природы. Понятие о добре и зле сильно отличается от их трактовки в авраамических религиях.

Традиционная корпоративная мораль японцев, пронизывающая все общество также не поощряет отход от верований предков.

Следует учесть, что мигранты из мусульманских стран в массе своей не стремятся в Японию, учитывая дороговизну жизни в стране, сложность с адаптацией и трудности в овладении государственным языком.

Однако большим плюсом является то, что в Японии практически нет бытовой исламофобии.

К тому же Япония сильно зависит от поставок нефтепродуктов с Ближнего Востока и уделяет своим отношениям с их поставщиками, среди которых немало мусульманских стран, особое внимание. События, происходящие в мусульманском мире, все больше и больше интересуют здравомыслящих японцев. Существует также программа обмена между японскими вузами и учебными заведениями мусульманских стран.

Все это позволяет смотреть на будущее ислама в Японии с осторожным оптимизмом.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle