Жизнь протекает незаметно быстро, и многие вопросы актуальные сейчас, уже завтра могут потерять всякий смысл. Это прописная истина, и мусульмане знают это очень хорошо. Однако складывается впечатление, что знания эти затаились в самых укромных уголках памяти. Почему я так говорю? Да потому, что уровень культуры современных мусульман, мягко говоря, требует желать лучшего. Давайте разберемся во всем по порядку.
У нас есть кому подражать.
Самым лучшим и самым ярчайшим образцом для подражания для нас является наш любимый пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего. Он на собственном примере показал, что мусульманин должен быть честным, порядочным, чистоплотным, современным человеком. Самые лучшие качества можно перечислять бесконечно долго, и все они, без всякого преувеличения, подходят к Посланнику Аллаха. Он, мир ему и благословение Всевышнего, был человеком необычайно высокой культуры, любящий свой народ и переживающий за свою умму. Изучая сиру, его жизнеописание, мы можем видеть на наглядном примере, с каким достоинством он переносил испытания, которые посылались на его долю Всевышним Творцом. Кроме того, он был самым ярким примером милосердия, сострадания.
Человек, который хочет стать искренним мусульманином, обязан следовать примеру нашего пророка, мир ему и благословение Всевышнего. А, прежде всего, следовать необходимо в воспитании в себе лучших качеств. Сегодня во многих случаях мы наблюдаем лишь следование внешним признакам, как длина бороды, так называемая одежда «по сунне» и т.д. Касательно вопроса о внешнем облике, то нельзя забывать, что пророк Мухаммад был очень опрятным и самым современным человеком того времени. А самое главное, у него был богатейший внутренний мир, и это надо перенимать в первую очередь. К нему тянулись люди, и каждый обратившийся к нему был удовлетворен. Он был и есть близкий человек всей мусульманской умме, а не отдельно взятой группе.
Почему люди боятся мусульман?
В современных реалиях, образ мусульманина перестал быть олицетворением добра и справедливости. Люди панически боятся ислама и всего, что с ним связано. Это происходит отчасти от того, что идет планомерная, беспощадная, информационная атака на нашу религию. Мы видим, как предвзято пестрят заголовки статей в газетах, снимаются передачи на телевидении и т.д. И, при всем при этом, вина самих мусульман так же очевидна, так как сегодня, как никогда, мусульмане разбиты на множество групп. Кроме того, мы наблюдаем примеры нижайшей культуры, а временами нетерпимость и агрессию. И после этого мы хотим, чтобы нас любили?
Если провести элементарную параллель между мусульманами средних веков и современной уммой, то что мы увидим? Когда то мусульманские ученые сделали мощнейший прорыв во всех областях науки: физика, химия, математика, медицина, биология, анатомия, астрономия и т.д. Вместе с тем, такие наилучшие качества, как честность, доброта, взаимопомощь помогли распространению ислама в разных уголках земного шара. Ислам принимали люди, которые хотели походить на мусульман того времени. Многих поражала честность при торговле, так как мусульман никогда не будет обманывать или обвешивать покупателя. Так, что простой честный торговец мусульманин мог как минимум вызвать симпатию к нашей религии.
Сегодня мусульманский мир слаб, некоторые страны, такие как Афганистан, Пакистан, Бангладеш - безнадежно отстали от общечеловеческого прогресса. Нет научных открытий, по большей части, очень низкий уровень общего образования. Это помогает выставить этнических мусульман в самом непристойном свете. Посмотрите на варварское истерзание Муаммара Каддафи, глумление над больным Мубараком, массовые беспорядки в странах «Арабской весны». Это все - не ислам.
Почему мы такие некультурные?
Посещая различные исламские форумы в интернете, читая комментарии под статьями и, видя то, как легко люди, считающие себя мусульманами, могут оскорбить, унизить, обидеть оппонентов, становится обидно за ислам. Ведь люди могут подумать, что все мусульмане такие не культурные. Я всегда думаю о том, что же будет с человеком, который в поисках знаний об исламе войдет на подобный исламский форум, не отвернется ли он после этого от ислама?
Поражает и то стремление переспорить собеседника, навязать свою точку зрения и, при этом, забывая хадис пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, в котором говорится, что тот кто оставит спор, даже если он прав, тому обеспечен дом на краю Рая.
Не говоря уже о том, что у многих преобладает уверенность, что только его мнение исключительно правильное, непринятие доводов собеседника и чрезмерная бескомпромиссность. Поиск недостатков, огульное обвинение своих единоверцев в различных грехах, сплетни, клевета и т.д. Все это приводит к безкультурию и не приносит пользу для имиджа мусульман и ислама в целом.
Уважаем ли мы старших?
Молодым людям всегда было свойственно чрезмерное самодовольство, уверенность в себе. Проблема отцов и детей существовала всегда. В исламе этот вопрос решен более чем 1400 лет назад. Пророк Мухаммад и первые мусульмане показали, как надо относиться к старикам, а особенно к своим родителям. Особый акцент этому вопросу уделяется и в Священном Коране. Взаимоотношения с окружающими, добрые отношения к старшим должны характеризовать мусульманина как человека уважающего людей.
Да, часто мы видим, как люди более зрелого возраста, делают вещи, которые противоречат сущности нашей религии, но это не дает нам никакого права чувствовать свое превосходство, с высока делать замечание, а тем более упрекать в чем-то. Только мягкость в отношении со старшим поколением и доведение истины через вежливое увещевание, может принести пользу.
Нельзя забывать и о том, что, как мы сейчас относимся к старшему поколению, так и наши дети будут относиться к нам.
Пусть некоторые старики и не владеют глубинными знаниями религиозных наук, но именно они сквозь годы советского атеизма смогли сохранить религию и, в конце концов, они воспитали нас. Знание только тогда приносят пользу, когда они не только в голове, но и в сердце.
Неприятие никаких традиций.
Сегодня, когда мы говорим словосочетание традиционный ислам, то часто натыкаемся на критику. Некоторые задаются вопросом: Что же такое традиционный ислам? Складывается впечатление, что люди вообще боятся слова традиция. Хотя слово традиция означает передача, трансляция духовных ценностей жизни от поколения к поколению. На традициях основана культура всех цивилизаций. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, тоже сохранял традиции, ярчайшим примером может служить обряд совершения хаджа, который пришел от пророка Ибрахима (мир ему).
Когда я говорю о традициях, я имею в виду следование Священному Корану, сунне нашего любимого пророка Мухаммада, а также сложившиеся богословские традиции нашего народа, который имеют тысячелетнюю историю.
Я еще помню тех стариков, которые получили религиозное образование в дореволюционное время и которые, несмотря на тяжелые советские годы, следовали предписаниям Священного Корана, совершали пятикратный намаз, чтили нашего пророка Мухаммада. Глядя на них, еще будучи ребенком, я смог прочувствовать доброту, нур, умиротворенность, который исходил от этих людей. Возможно, это послужило толчком в формировании моего дальнейшего мировоззрения.
Откуда агрессия?
Почему то принято, что защита ислама и мусульман в целом возможно только в каких-то протестных движениях. Мы видим, как все чаще мусульмане во всем мире выходят на улицы, защищая духовные ценности. В Пакистане, защищая честь нашего любимого пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, крушили посольства западных государств и магазины. В Египте, Сирии, Ливане из-за чрезмерной активности гибнут невинные люди. Я уже не говорю о взрывах в различных уголках планеты. Агрессия не приводит не к чему хорошему. Агрессия порождает агрессию. Ислам является религией мира, справедливости, добра и терпения. И нашу религию невозможно популяризировать через террор.
Те, кто использует религиозные чувства верующих и сеет в их души агрессию, нетерпимость, зло - они лишь пользуются этими верующими для достижения своих меркантильных, политических и других низких интересов.
Мусульманам от митингов и пикетов нужно возвращаться к созидательному образу жизни.
Не все еще потеряно.
Мы, считаем себя мусульманами, а значит мы являемся представителями ислама. По нашим действиям все остальные будут судить о нашей религии, а это большая ответственность. Безусловно, что нам запишется грех, если наши действия отдалят кого-либо от ислама.
Нам необходимо оставить какие-то меркантильные мелкие интересы тогда, когда это касается вопросов религии. Не надо поддаваться тем, кто хочет использовать нашу искренность и богобоязненность для каких-либо мелких корыстных целей. Нужно уметь слушать свое сердце, а оно всегда дает сигналы нам, когда к ней подкрадывается чернота. Ислам и наши молитвы должны делать нас чище, добрее, сострадательнее, то есть развивать самые лучшие человеческие качества. Если же происходит наоборот, мы чувствуем, что становимся агрессивнее, злее, то это уже является поводом для того, чтобы серьезно задуматься.
Несмотря на то, что все эти негативные примеры указанные выше являются правдой, но, Слава Аллаху хороших, добропорядочных и искренних мусульман много и не все еще потеряно. Духовное выздоровление необходимо каждому начинать с себя.
Нам нужно всегда помнить, что жизнь протекает незаметно быстро, и многие вопросы актуальные сейчас уже завтра могут потерять всякий смысл. Поэтому не надо бессмысленно растрачивать данное нам время.
Илдар Баязитов