26 июня 2024 года, в рамках участия в ЭКСПО «Китай – Евразия», делегация из Татарстана посетила татарскую мечеть в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Группу представителей возглавил Раис Татарстана и Председатель ГСВ «Россия – Исламский мир» Рустам Минниханов.
Также в ее составе принял участие муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, подаривший мечети от лица Духовного управления мусульман республики, обновленные мусхафы Корана «Казан басмасы».
Татарская мечеть является одной из самых посещаемых достопримечательностей города Урумчи. Сегодня во всем Китае насчитывается внушительное число мечетей – порядка 39 000 «мест поклонения».
Мечеть в Урумчи построена в 1897 году на средства местной татарской диаспоры. Несмотря на статус одного из старейших культовых сооружений в городе, эту мечеть можно назвать молодой по сравнению с некоторыми образцами китайской исламской архитектуры.
Мечети, основанные еще во времена династий Тан и Сун, в городах и округах Цюаньчжоу, Гуанчжоу, Янчжоу и Ханчжоу являются древнейшими в Китае.
Например, минарет главной мечети города Гуанчжоу – Хуайшэн, воспроизводящий среднеазиатскую форму высокой круглой башни, выступает свидетельством древности здания. Мечеть была построена более чем 1300 лет тому назад мусульманами Средней Азии, чтобы почтить память пророка Мухаммада ﷺ .
Возможно, 36-метровый минарет мечети Хуайшэн, который называется Гуанта (в буквальном переводе «башня света»), служил маяком для судов на Жемчужной реке. Однако название также может символически ссылаться на «свет» религии. Вообще, в Китае минареты называют «башнями пробуждения». Другая старейшая мечеть, Цинцзин, в городском округе Цюаньчжоу, возведена из камня в начале XI века.
В настоящий момент строение внесено в список культурных и исторических объектов, охраняемых на национальном уровне. Эти ранние мечети основаны на среднеазиатской архитектуре в арабском стиле. Данный вид характерен для районов с преобладанием уйгуров в регионе Синьцзян.
К ним же можно отнести татарскую мечеть в городе Урумчи. Другую систему архитектуры образуют мечети в китайском стиле, которые располагаются в местностях с превалированием народа хань.
Ислам в Поднебесной начал свое существование в условиях уже сложившихся религиозных и философских традиций. По этой причине центры жизни исламской общины, помимо места для совместной молитвы, включают помещения для учебы, библиотеки, отдельную комнату для омовений, личные покои имама, зал для бесед. Эти сооружения располагаются на одном участке, окруженном стенами.
При этом используется китайский принцип симметричного расположения с главной и единой композиционной осью. Идея «скрытого сокровища», характерная для классической арабской мечети, была присуща и китайской архитектуре как системе «город в городе». Схожие принципы стали основой китаизации архитектурных ансамблей мечетей.
Пресс-служба Раиса РТ.
Примером эволюции являются Соборная мечеть и мечеть Дасясян в Сиане, провинция Шэньси, обладающие схожим архитектурным рисунком и стилем. Но масштаб последней, основанной в 705 году, меньше. От династии Юань до династии Мин мечеть была перестроена и расширена имамом Чжэн Хэ (1371-1433), который был известным мореплавателем. Здание также ремонтировалось при династии Цин.
Более чем через тысячу лет после прибытия мусульман в Китай они постепенно восприняли оригинальный китайский архитектурный стиль, сохранив при этом принципы исламского богослужения. Другой особенностью ислама в Китае являются мечети, построенные специально для женщин. Дело в том, что в конце XVI века в Поднебесной появилось движение возрождения ислама и связанных с ним религиозных наук.
Спустя почти сто лет, когда были написаны исламские книги на китайском языке, мужчины осознали, насколько важны женщины для передачи знаний своему потомству. Постройка женских мечетей диктовалась потребностью в сохранении мусульманской общины.
Абу Бакр Моримото: что мы знаем о мусульманах Гонконга и Макао?
Женские мечети в Китае стали первым местом, где девочки могли получать образование. Самое старое культовое здание, построенное в 1820 году, находится в городе Кайфын, провинция Хэнань. Эта небольшая мечеть может одновременно принимать не более пятидесяти верующих. До 1949 года имамами в подобных «местах поклонения» были исключительно мужчины. Они проводили намаз, находясь за ширмой. Однако с указанной даты получила распространение должность женщины-имама.
Сегодня в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, которые получают зарплату из государственной казны.
Основой развития ислама в Поднебесной является экономический доход мечетей. Способы получения дохода можно условно разделить на религиозный (пожертвования, оговоренные в шариате) и нерелигиозный. Последний предполагает управление земельными ресурсами, сдачу в аренду недвижимости, работу ремесленных мастерских или современных предприятий промышленной обработки, а также торговлю, общественное питание, услуги и финансы.
Доход от данной деятельности является важной составляющей материального дохода мечетей, способствующего укреплению исламской культуры и реализации социальных функций «мест поклонения». Таким образом вносится вклад в построение гармоничного социалистического общества Китая.
Возвращаясь к визиту татарстанской делегации в мечеть города Урумчи, важно отметить, что Раис РТ Рустам Минниханов пригласил местного муфтия на ежегодный фестиваль «Изге Болгар җыены», посвященный принятию ислама Волжской Булгарией.
В контексте позитивного развития взаимоотношений России и Китая стоит упомянуть, что в июле 2024 года город Казань посетил председатель Китайской исламской ассоциации Ян Фамин для участия во встрече духовных лидеров мусульман стран БРИКС и Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь».
*В материале использованы исследования Ди Оулэй «Мечеть как центр общественной, образовательной и духовной жизни мусульман в Китае: процесс китаизации исламской архитектуры», Шу Юэ «Женские мечети Китая» и Ли Синь, Цзян Ин, Чжан Жуй «Исследование статуса экономического развития мечетей КНР»
Динар Зигангиров