Фото с выставки: Ислам-тудей.
«Казанская история» – один из ключевых памятников литературы XVI века, который привлекает внимание не только описанием сложных отношений Руси и Казани или захватом города войсками Ивана IV, но и глубоко личным, порой противоречивым взглядом на события и их участников.
Автор, захваченный казанцами за двадцать лет до похода Ивана Грозного, жил среди них как почетный пленник, общаясь с ханом и вельможами, изучая летописи и наблюдая за городской жизнью. Образ города, многогранный и изменчивый, раскрывается постепенно.
Это проявляется уже во вступлении, где город назван одновременно «презлым» (скверным) и «предивным» (вызывающим восхищение).
Фото с выставки: Ислам-тудей.
После взятия Казани автор вернулся на службу к московскому царю, что во многом объясняет его отношение. Тем не менее, летописец неоднократно восхищается красотой и удобством расположения – это проявляется в рассказе об основании Казани царем Саином.
Описание сочетает в себе географические сведения, прагматическое перечисление богатств земли и ее эстетическую оценку. Это позволяет автору подчеркнуть уникальность Казани не только для Руси, но и для других государств.
Фото с выставки: Ислам-тудей.
«…Многоплодная и семенистая, медом и молоком кипящая…» – метафора, определяющая богатство земли, придает образу Казани сказочный характер.
Еще одно развернутое описание дается в конце повести, когда Иван IV, установив осаду, осматривает город: «…Удивляясь необычной красоте стен и крепостей…».
Теперь внимание автора сосредоточено на прочности и искусной красоте крепостных стен и оборонительных сооружений. Различие двух описаний обусловлено точкой зрения: в первом случае с позиции основателя города, а во втором – глазами полководца, которому предстоит его осада.
В контексте конфликта с Московской Русью Казань начинает восприниматься враждебной. Она становится символом «преокаянного» царства, связанного с Золотой Ордой и ее агрессивной политикой. Город описывается как место, где вместо «меда и молока» уже «кипит русская кровь», что подчеркивает его враждебность.
Особенно ярко изменение облика Казани проявляется в плаче царицы Сююмбеки, плененной московскими воинами. Ее обращение к городу наполнено скорбью.
Фото с выставки: Ислам-тудей.
Снова используются метафоры, которые появлялись в описаниях Казани автором, но теперь они представляют события с точки зрения вражеской царицы: во времена, когда казанцы нападали на Русь, в городе текли медные реки и потоки винные, а теперь, когда в городе правит ставленник московского царя, в нем проливаются реки крови горожан и источники слез. Полное изменение облика Казани в произведении происходит с победой русских войск.
Фото: Ислам-тудей
Въезжая в побежденную Казань, Иван IV говорит: «О, сколько в единый малый час пало людей за один город этот! И не по глупости своей сложили за него казанцы свои головы: велика была слава и красота царства этого».
Новый царь также приказывает укрепить и расширить Казань. Во всей полноте этот восторженный образ раскрывается в главе «Похвала граду Казани», представляющей собой развернутое авторское восхваление города, символизирующего новую власть.
Фото с выставки: Ислам-тудей.
На протяжении всего произведения Казань олицетворяет собой перемены. Динамичный образ города в «Казанской истории» – это не просто географический объект, а сложный символ, отражающий противоречия эпохи: красоту и разрушение, неприступность и подчинение.
Фото с выставки: Ислам-тудей.
В основу материала легла работа доктора филологических наук Нины Трофимовой «“Предивная Казань”: образ вражеского города в “Казанской истории”».
Как древний Казанский кремль связан с Бухарой?