Одной из особенностей «людей размышляющих» является стремление познать себя. Особое значение самопознание приобретает для верующего, для которого джихад с собой является высшей целью. Но как можно познать себя? Основываясь на собственных субъективных наблюдениях и умозаключениях? Психологическими тестами? Анализом своих дел? Собственные наблюдения часто бывают искажены, психологические тесты отражают только одну сторону и бывают обобщенными, дела могут быть продиктованы разными намерениями. Что делать?
Я думаю, что один из надежных способов – это самопознание через других. Нет, не через чужое мнение о себе, а через свое мнение о других. Когда человек говорит мне что-то о другом человеке, я отвечаю: «Вы мне ничего не сказали о нем, но очень многое рассказали о себе». Почему? Потому что люди редко видят других такими, какими другие на самом деле являются. Гораздо чаще люди видят в других только свое отражение.
Однажды в маленький город приехал путешественник и первым, кого он встретил, был старик, сидевший у дороги. Путешественник спросил у него:
- Какие люди живут в этом городе?
Старик спросил в ответ:
- А какие люди жили в том городе, откуда ты приехал?
Ужасные, - ответил странник. – Подлые, лживые и лицемерные. С ними невозможно было жить.
- Тогда, - ответил старик, - в этом городе ты найдешь таких же.
Через некоторое время на дороге появился другой путешественник. Приблизившись к старику, он задал ему тот же вопрос, что и предыдущий странник:
- Какие люди здесь живут?
- А какие люди жили там, откуда ты явился? – спросил старик.
- Прекрасные люди: честные, добрые, великодушные и трудолюбивые, - ответил странник. – Я с трудом уехал оттуда.
- Здесь ты найдешь таких же, - пообещал старик.
Это история о том, что окружающие нас люди – это отражение нас самих. Если они гордые, глупые, злые, значит, где-то в просторах нашей души есть такие же качества, которых мы не замечаем в себе. Если вы замечаете чужие ошибки, это значит, что вы закрыли глаза на свои собственные. Если вы видите в людях хорошее, значит, эти качества (или их зародыши) есть и в вас самих. Если чужой поступок или слово, не имеющее к вам прямого отношения, задевает вас, значит, зародыш таких же мыслей и поступков есть в вас самих. Например, если меня задевает чужая глупость, я спрашиваю себя: «А ты всегда бываешь благоразумной? Ты всегда совершаешь только разумные поступки и мыслишь только «умные вещи»?» И получая честный ответ, я понимаю, что проблема не в другом человеке, а во мне самой, которая тычет в другого пальцем (пусть даже мысленно), прикрывая рукой свои глаза, чтобы не видеть своих погрешностей.
Такой метод открывает глаза не только на самые тайные, неизведанные стороны собственной души, но еще и дает возможность:
1. не тыкать в других пальцем;
2. начать меняться в лучшую сторону.
Как сказал Абрахам Маслоу, «Если единственный инструмент, который вы используете, - это молоток, то вам свойственно смотреть на всех окружающих как на гвозди». Поэтому не спешите упрекать и обвинять других в том, что они «похожи на гвозди», если на самом деле проблема в том, что вы ведете себя как молоток.
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.