Религиозная подкованность некоторых людей проявляется не в благонравии и милосердии к окружающим, а в том, чтобы обвинять окружающих в нечестии и поиске их недостатков. Они знают много хадисов и аятов, но не используют их во благо. Их пламенные речи о вере сочетаются с черствыми сердцами и злыми мыслями. Какой толк в красивых словах, которые идут из некрасивого, нелюбящего сердца? Хотя на самом деле не стоит принимать близко брюзжание таких людей. Ведь они говорят не столько о других, сколько о себе – о том, каким они видят этот мир и окружающих людей.
Однажды дети решили пошутить над своим дедушкой. И в то время, когда он спал, намазали его усы протухшим сыром, от которого шел отвратительный запах. Вскоре дедушка проснулся от невыносимого запаха со словами: «Чем это так воняет?!» Он встал, пошел на кухню, принюхался: «И здесь воняет». Затем он обошел все комнаты, чтобы найти источник запаха, но везде воняло в одинаковой степени. Ему стало тяжело дышать, и он решил выйти на свежий воздух. Выйдя на улицу, он сделал глубокий вдох, и снова почувствовал этот отвратительный запах! Тогда он гневно воскликнул: «Да весь этот мир провонял насквозь!»
Люди, которые закрывают глаза на свои недостатки, широко открывают их на чужие. И чем больше собственных недостатков, тем больше их видится в других. Всевышний Аллах говорит в хадисе Кудси: «Я удивляюсь тому человеку, у которого знания на языке, а не в сердце, удивляюсь тому человеку, который сверху очищается водой в то время, как он нечист душой и сердцем. Я удивляюсь тому человеку, который озабочен недостатками других людей и невнимателен к недостаткам своей души».
Это не касается тех, чьей обязанностью является просвещение других и указание на ошибки – например, имамов, духовных учителей, проповедников. Это касается тех, кто, отвлекаясь от актуальных проблем и задач, делает своей целью – указывать другим на ошибки. Такие люди отталкивают не только от себя, но и от идей, которые они пропагандируют. Ведь многие эти идеи воспринимают через призму представления о том человеке, который о них говорит.
Нам нужно больше милосердия, больше веры друг в друга, нам нужно смотреть на чужие ошибки сквозь пальцы, а на свои – через лупу.
Бальтасар Грасина в книге «Карманный оракул» писал, что говорить о чужих недостатках является верным признаком собственного упадка. «Пятная других, многие норовят скрыть, хотя и не смыть, собственные пятна. Тем они тешатся, но это утеха глупцов. Уста их воняют, ибо они – сточные канавы для нечистот общества. Кто там копается, пуще марается. Правдой иль неправдой, у каждого сыщешь родимое пятно; никому не известны лишь недостатки людей неизвестных. Разумный да остережется стать перечнем чужих грехов, всем ненавистной хроникой, не то заживо погубит душу свою».
Обычно такие люди считают, что преследуют благородную цель – исправить весь мир, сделать людей лучше. Но… начинают не с того конца. Один священнослужитель средневековья оставил такую надпись на своем надгробии: «Когда я был молодым и свободным, у моего воображения не было границ, и я мечтал изменить мир. Когда я стал старше и умнее, то обнаружил, что мир не желает меняться, и поэтому немного умерил аппетит и решил изменить только мою страну. Но она тоже не сдвинулась с места. Когда я дожил до преклонных лет, в последней, отчаянной попытке я решил удовольствоваться изменением только моей семьи, самых близких мне людей, но, увы, и на них у меня не хватило сил. и вот теперь, когда я лежу на смертном ложе, я наконец понял: если б я сначала изменил себя, то по своему примеру я смог бы изменить свою семью. С помощью их вдохновения и воодушевления я затем смог бы улучшить мою страну, и кто знает, может тогда я даже сумел бы изменить и весь остальной мир».
То, каким мы видим мир, – не всегда объективное отражение реальности, а чаще – зеркальное отражение нашего внутреннего мира. Поэтому если кажется, что «весь мир провонял насквозь», то лучший выход - сделать так, чтобы в первую очередь вы сами заблагоухали ароматом добрых дел, мыслей и поступков.
Ася Гагиева
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.