От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, (все) его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (Ахмад, Бухари, Муслим). Каждый правоверный хотел бы иметь в качестве «приданого в загробный мир» потомка, который молился бы за него и испрашивал для него прощения. Но многие ли из нас осознают, какое влияние они оказывают на воспитание «типа религиозности» своих детей?
Вопрос родительского влияния на формирование типа религиозности был затронут американским психологом Гордоном Олпортом. Исследования, проведенные им с участием верующих показал, что люди в отношении к своим верованиям могут делиться на два типа: люди внешней религиозной ориентации и люди внутренней религиозной ориентации.
Мы описывали различия между ними ранее.
Люди внешней религиозной ориентации:
Признаки внутренней религиозной ориентации:
Внешняя религиозная ориентация является аналогом лицемерия, когда человек использует религию как прикрытие и оправдание своих интересов, а в критических ситуациях поступает против ее предписаний. Другими словами, вера коснулась его языка, но не коснулась его сердца. Согласно исследователю, корни и внешней и внутренней ориентации зарождаются в детстве, в семье ребенка.
Все начинается с потребностей ребенка и с того, каким образом они удовлетворяются его родителями. Базовыми потребностями ребенка являются потребность в доверии, безопасности, близости. Если они остаются неудовлетворенными, невосполненными соответствующей атмосферой, отношениями в семье, то у ребенка формируется тип внешней религиозной ориентации. Чувство тревоги, неполноценности, подозрительности и недоверия, усвоенные в семье, впоследствии формируют личность с мощными защитными механизмами, в числе которых оказывается и религия. Как результат – отгороженность от мира, людей, Бога, нетерпимость к другим, агрессия как способ разрешения конфликтов и использование религии как способа получить одобрение, безопасность, комфорт.
В других условиях формируется личность с внутренней религиозной ориентацией. Так, когда потребности ребенка в безопасности, принятии и доверии удовлетворены, его религиозность больше сопряжена с терпением, смирением, милосердием и любовью к людям. Ему не нужно использовать ее ради своих целей, напротив, свои цели он подчиняет божественным законам. Он более сознателен в отношении соблюдения религиозных практик и ему более свойственно благонравие.
Чтобы помочь ребенку на этом пути, недостаточно просто наставлять его, давать ему знания, отправлять в религиозную школу. Нужно формировать соответствующую атмосферу в семье – пространство, в котором его любят, ценят, уважают, когда его «странные» вопросы встречаются честными, правдивыми ответами, когда ему можно иметь свое мнение и когда эти самые любовь, терпение и уважение проявляются к нему самому. То, какими знаниями будет обладать ребенок, зависит от его учителя, наставника. Но то, на какой почве они взрастут (агрессивной или терпеливой, милосердия или жестокости, открытости и любознательности или замкнутости и отгороженности), определяется и его родителями.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, как мы знаем, был ласков с детьми, баловал их, играл с ними. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я не встречал никого, кто проявлял бы больше милосердия по отношению к детям, чем посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Согласно хадису, переданному Ахмадом и аль Хакимом, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто не жалеет малых среди нас и не признает старых». И сообщается также, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выстраивал в ряд сыновей аль-Аббаса Абдуллаха, Убайдуллаха и Кусаййира, да будет доволен ими Аллах, а потом говорил им: «Кто добежит до меня первым, получит то-то!», после чего они бросались к нему наперегонки и прыгали к нему на спину и на грудь, а он целовал их (Ахмад).
Пример Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, – это пример воспитания теплом, заботой, милосердием. Ребенок копирует отношение к нему, он «беззащитно» принимает отношение себе как за норму, а впоследствии проявляет такое же отношение к другим. Так, когда мы растим его в любви, признании, уважении, он копирует это и затем проносит такое же отношение к другим через всю жизнь. И наоборот: тот, кто терпел насилие, жестокость, пренебрежение впоследствии проявляет их к близким и окружающим.
К сожалению, какой бы мирной и гармоничной ни была по сути религия, ребенок может воспринимать ее законы и постановления только через призму своего опыта. Ребенок, воспитанный в атмосфере строгости, жесткости, давления, будет принимать религию так же – как орудие агрессии, разделения, ненависти. А ребенок, воспитанный в уважении и милосердии, будет воспринимать религию как способ улучшения мира, передачи другим тепла, доброты и духовности. Ведь таким по сути и был наш Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и его примеру нам предписано следовать.
Начинается же это формирование внутренней религиозной ориентации, воспитание религии как чего-то глубокого, осознанного, принятого всеми частями сердца, с таких, казалось бы, несложных, но важных вещей, как игра с ребенком, улыбок, объятий, «взрослых» разговоров с ним и участливого отношения к его проблемам и трудностям. Другими словами, через создание доверия, близости и прочной привязанности.
Ася Гагиева