С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Среди сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был один юноша по имени Саид Амир аль-Джумахи. В юности он принял Ислам, переселился к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в Медину. После смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оба праведных халифа, Абу Бакр и Умар ибн аль-Хаттаб, будучи уверенными в правдивости и честности Саида, часто обращались к нему за советом и к его высказываниям. Когда Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стал халифом, он решил назначить Саида вопреки его нежеланию правителем жителей Хомса.
Однажды, когда Умар, да будет доволен им Аллах, попросил список бедняков Хомса, среди их имен оказалось имя Саида ибн Амра аль-Джумахи. Умар, да будет доволен им Аллах, разрыдался так, что намокла его борода, а затем взял тысячу динаров и отправил их Саиду. Когда делегация прибыла к Саиду с деньгами, он заглянул в кошель и испугавшись, отбросил его со словами: «Истинно, мы принадлежим Аллаху, и к Нему наше возвращение (слова, которые произносят, когда случается беда, несчастье).
Услышав эти слова от мужа, жена Саида спросила: «Что случилось, Саид? Умер правитель правоверных?»
Он ответил: «Случилось нечто более серьезное, чем это»
-«Неужели мусульмане потерпели поражение в бою?!»
-«Нет, случилось нечто еще более серьезное, чем это»
-«Но что может быть хуже этого?»
Саид ответил: «Ко мне подступили мирские соблазны. В мой дом вселилась смута, совращающая меня»
«Ну, тогда покончи с этим», - посоветовала жена, не зная, что имеет ввиду Саид.
- «Ты поможешь мне сделать это?»
«Да», - ответила его жена.
Затем они разложили динары по кошелькам и раздали другим неимущим.
Неужели деньги – такое зло, что сподвижники старались скорее избавиться от них, относя их к числу смуты и соблазнов? Со свидетельства Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если бы я владел золотом, величиной с гору Ухуд, меня бы нисколько это не радовало, если бы по истечении трех ночей у меня оставалось больше, нежели то, что мне необходимо для оплаты долгов».
Влияние денег на психику еще не исследовано путем научных экспериментов, но для того чтобы оценить насколько губительным оно может быть, достаточно обратиться к наблюдениям.
1. Реальная или вымышленная опасность благосостоянию может привести к депрессии или же ее обострению.
Так как деньги часто принимаются за критерий успешности человека, что приводит к тому, что с их потерей человек чувствует неполноценным, бессильным, несчастным. В результате он «зарабатывает» стресс, депрессию и психосоматические заболевания.
2. Различные виды паранойи, имеющие истоки в тревоге за свои сбережения.
Любовь к деньгам порождает страх потерять их, а также заставляет относиться с недоверием и враждебностью к ситуациям или людям, которые могут стать преградой к ним. Достаточно вспомнить, что обезьяны, среди которых были введены торговые отношения, стали жестокими, подозрительными, недоверчивыми друг к другу.
3. Склонность к суициду в результате резкой потери денежных накоплений.
К сожалению, у некоторых людей смысл жизни заключен в накоплении денег. Исчезают деньги – теряется смысл. Известны случаи, когда обанкротившиеся граждане добровольно заканчивали не только свою жизнь, но и жизнь членов семьи, принуждая их к самоубийству. А затем убивали самих себя.
4. Раздоры с окружающими и сами собой, что может привести не только к проблемам в личной жизни, но и к острому психозу.
Прибыль часто ставится в системе ценностей выше личных, семейных отношений. Многим деньги заменяют лучших друзей и членов семьи, что неизбежно приводит к психическим расстройствам.
5. Неудовлетворенность жизнью
Как ни странно, именно богатые люди чаще всего становятся клиентами психологических центров и клиник. Не потому что бедняки не могут себе позволить оказание психологической помощи, а потому что часто уровень неудовлетворенности жизнью растет параллельно с уровнем благосостояния. Мирские аппетиты растут вместе с увеличением дохода, а как известно, мирское – это напиток, который только усиливает жажду, а не удовлетворяет ее. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у сына Адама будет две долины богатств, он все равно будет стремиться обрести третью долину! И только песок (сможет наконец-то) заполнить утробу сына Адама… Аллах принимает покаяние того, кто покаялся»
6. Потеря внутренней свободы
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сын Адама дряхлеет, а в нем молодеют две (заботы) – забота о деньгах и забота о жизни». чем больше человек привязан к деньгам, тем меньше у него остается внутренней свободы для счастливой жизни и продуктивной деятельности.
Неудовлетворенность жизнью, связанная с привязанностью к деньгам, опасна тем, что она становится причиной неблагодарности Всевышнему, переходом за границы дозволенного, потерей веры и смысла. Здесь вопрос стоит не в наличии или отсутствии денег, а вопрос в отношении к ним, степени привязанности и зависимости от них. Можно быть бедняком, чье счастье и беда связаны только с деньгами, и можно быть одним из богачей, жертвующих свое состояние на пути Аллаха. Так что здесь главный вопрос – являешься ли ты господином или же рабом денег.
Если ты господин (то есть распоряжаешься ими соответственно нуждам и с максимальной пользой для себя и других), тогда ты один из тех, в отношении которого дозволена зависть. Так как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует завидовать никому, кроме двоих: человеку, которому Аллах даровал богатство и который расходует его днем и ночью, и человеку, которому Аллах даровал Коран и который занимается им днем и ночью».
Если же человек становится рабом денег, то его ждет горькая участь – зависимость, неудовлетворенность, алчность, испорченные отношения или отношения, строящиеся на критерии материального дохода и т.д. Но самый больший минус – это проклятье Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По свидетельству Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть сгинет раб динара, дирхама и всяческих предметов роскоши, ибо он ликует, когда они ему даны, в противном же – злобно неудовлетворен».
Ася Гагиева