В исламе проповедуется заботливое отношение к другим, щедрость, доброта, милосердие. В хадисах и аятах говорится о вознаграждении и достоинствах такого отношения к другим, в числе которых и то, что Всевышний помогает Своему рабу до тех пор, пока он помогает другим.
Иногда этот призыв воспринимается, как побуждение к постоянному самопожертвованию ради других, к бесконечному терпению и преодолению даже тех неудобств, которых можно было бы избежать. Со временем такая позиция приводит к гневу, истощению и упрекам. Так как, вложившись слишком много, «благодетель» пытается компенсировать эти вложения, для чего им могут использоваться и упреки, и проявление гнева, и требование отдачи и другие способы восстановить свои силы и баланс отношений. Таких крайностей можно было бы избежать, если принять во внимание и тот факт, что ислам не обесценивает необходимость заботы о себе.
Каждый человек, прежде чем дать что-либо другому, должен обладать неким богатством, ресурсами, возможностями. И давать (эмоционально, морально, материально), учитывая свои возможности и нужды. Так как ситуации, когда человек старается заботиться о других, забывая о себе, не всегда заканчиваются благополучно.
Рассказывают, что Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, однажды спросили: «Какая милостыня самая лучшая?» Он ответил: «Большая и лучшая (по качеству)», а затем зачитал аят из Корана (смысл):
«Вы не достигните блага (полного воздаяния), пока не пожертвуете тем, что любите сами» (сура «алю Имран», «Семейство Имрана», аят 92).
Его опять спросили: «А у кого нет имущества (в большом количестве)?» Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, ответил: «Отдай то, что осталось лишним от необходимого (тебе и твоей семье) количества». Опять спросили: «А если нет излишков в имуществе?» Он, да будет доволен им Аллах, ответил: «Поделись излишком пищи своей». «А если и этого нет?» На это сподвижник ответил: «Пусть поможет своей силой (т.е. что- то сделает)». Люди спросили: «А если и этого не может сделать?» Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, ответил: «Пусть убережёт себя от огня ада хотя бы половиной сухого финика». Его спросили: «А если и этого он не может?» «Тогда пусть не вредит людям» (Абу Ляйс Ас-Самарканди в книге «Танбих»).
Помимо того, что садака отдают прежде всего от излишков, в другом хадисе указывается, что траты по степени приоритетности стоит начинать с трат на себя. В хадисе, приведенном от Абу Дауда и ан-Насаи, говорится, что однажды один человек спросил у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на что ему следует потратить динар, который у него есть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Потрать его на себя». Тот спросил: «У меня есть еще один». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Потрать его на свою семью». Тот сказал: «У меня есть еще один». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Потрать его на своего слугу». И когда он сказал, что у него есть еще один, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Ты лучше знаешь, куда его потратить» (Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи).
Кажется, что забота о себе – дело эгоистичное и неблаговидное. Но, согласно исламской мудрости, это необходимость, которая приносит пользу не только самому человеку, но и окружающим его. Например, имам Шатыби говорил:
«Когда человек заботится о своих интересах, он попутно приносит пользу и другим людям. В итоге происходит, что все люди получают пользу друг от друга, хотя каждый из них заботится лишь о собственном благе».
Также ему принадлежат другие слова:
«Любой труд приносит пользу людям, хотя человек стремится принести благо самому себе. Это заметно и в производстве, и в различных ремеслах. В этом виде дечтельности человек работает для личной выгоды и стремится к собственному благосостоянию, но внешний эффект от его труда становится благом для всего общества» (из книги «Муафакат»).
Ислам разделяет пользу на общественную и личную, и первая ставится выше второй только если они противоречат друг другу. В ситуации, когда между ними не нужно выбирать, личная польза рассматривается как вклад в приумножение общего благосостояния. Таким образом, Ислам не требует от человека постоянного самопожертвования (хотя и в таких подвигах бывает необходимость), а призывает человека к соблюдению баланса между эгоцентризмом и альтруизмом, между истощающей заботой о других и зацикленности на своих нуждах. Потому что невозможно качественно заботиться о других, игнорируя свои нужды и потребности. Как говорится в Коране:
«И не делай (так, будто) твоя рука прикована к твоей шее [не скупись расходовать на доброе] (но) и не расширяй ее [свою руку] всем расширением [не трать чрезмерно], а то останешься сидеть порицаемым [люди будут порицать тебя] (и) жалким [сожалеющим о том, что растратил]» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 29)
Ася Гагиева