Как ни странно, иногда именно среди религиозных людей трудней всего найти поддержку человеку, терзаемому душевными невзгодами. Не потому что они не хотят искренне поддержать человека, а по причине всяких клише, которые якобы направлены, чтобы помочь, но в результате только угнетают еще больше. Давайте рассмотрим их…
1. «Посмотри, как страдают другие, им еще хуже».
Этот вариант действует только тогда, когда рана человека не настолько глубока. Когда горе одолело его не настолько сильно. Но когда человек обременен и подавлен своими трудностями, никакие упоминания о страданиях кого-либо за тридевять земель не помогут ему.
Потому что здесь и сейчас он чувствует телом и сердцем именно свою боль, и она ему ближе всех мучений в мире вместе взятых. Не потому что он равнодушен к чужим, а потому что его сил на данный момент хватает только на то, чтобы чувствовать и преодолевать свои трудности.
2. «Будь благодарен».
Благодарность позитивно влияет на духовное, эмоциональное и физическое состояние человека. Но если ему плохо, это не значит, что он обесценивает все блага, которые у него есть. Человек может быть расстроен из-за какого-то одного вопроса, даже если он доволен остальными сферами своей жизни. Подобные обвинения в неблагодарности только усугубляют его состояние.
3. «Ты расстроен/болеешь/у тебя не получается, потому что у тебя слабый иман».
Если бы ментальное здоровье зависело от степени религиозности, то не было бы ни одного религиозного человека с расстройствами, ментальными проблемами или эмоциональными трудностями. Подобно тому, как религиозность не защищает от болезней тела, так же она не защищает и от душевных проблем. Поэтому подобные слова звучат как обвинение, а не поддержка.
4. «Это испытание, это делает тебя сильнее».
Возможно. Но в момент душевных потрясений человеку приятней услышать слова заботы, поддержки, а не философскую оценку происходящего. Потому что часто подобные слова звучат как отстранение от человека, попытка заставить его замолчать о своих трудностях или не показывать их, это звучит как нежелание быть с ним и поддерживать его.
Гораздо теплее и приятнее звучало бы: «я с тобой», «ты можешь поговорить со мной, если хочешь», «что я могу сделать для тебя», «хочешь ли ты, чтобы я помолчал/а, поговорила/а, посидел/а с тобой», «как я мог/ла бы помочь тебе сейчас» и т.п.
5. «Ты одержим/а, на тебе порча, тебя мучает шайтан».
Опасно все трудности списывать на нечто сверхъестественное. Сверхъестественные проблемы требуют таких же решений. Но психологические проблемы требуют более «видимых» или приземленных средств, например, позаботиться о себе, обратиться к специалисту, принять социальную поддержку и т.д.
6. Демонизация людей с расстройствами.
Иногда человеку требует больших усилий признаться в мрачных мыслях, которые его угнетают. Будь то мысли о суициде, кризис веры или отчаяние, не стоит предписывать человеку обитель ада, наказание от Бога или вечные страдания.
Иногда стресс может инициировать самые неожиданные мысли. В этот момент эффективней спокойно выслушать человека, без оценок и суждений, чем обвинять его. Обвинения и оценки усилят стресс, а не сгладят его.
7. Препятствование обращению к специалисту или лечебным методам.
Обычно человеку, испытывающему трудности, внушают, что ему помогут только религиозная практика и духовный учитель. «Духовные» средства могут быть полезны, но нельзя ими ограничиваться. Потому что ментальные проблемы надо решать комплексно.
Нельзя говорить «в Коране не написано, что нужно пить антидепрессанты или обращаться к психологу, поэтому ты не можешь это делать». Если судить таким образом, то надо отказаться от многих вещей и практик, о которых явно не сказано в Коране, но которые помогают в жизни. Надо поддерживать любые здоровые инициативы, которые эффективно работают.
Нужно отметить, что вышеперечисленные слова не всегда являются бесполезными для оказания поддержки. Они вредны тогда, когда звучат как обвинение, отстранение, нежелание искренне быть с человеком и сопереживать ему. В оказании помощи важно быть гибким, чутким, безопасным.
Некоторые слова являются отсылкой к Корану или Сунне (про терпение, благодарность и др.), но если они произносятся для того, чтобы пристыдить человека, то они звучат не настолько целительно, поддерживающе как в оригиналах. Пророк (мир ему) поддерживал людей цитируя Коран или приводя притчи, но он делал это так и тогда, когда это было наиболее уместно и необходимо слушающему.
В обучении мудрому обращению с другими людьми нельзя ограничиваться клише и тем более прибегать к поучениям, этот навык требует расширенного арсенала средств, среди которых будут не только религиозные слова, но и простые человеческие «я рядом», «я могу побыть с тобой», «хочешь поговорить?», «я готова помочь, как ты хочешь» и т.д.
Ася Гагиева