Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом (из них) есть благо».
Что значит «сильный» в данном случае? Знаток хадисов, Мухаммад ибн Абдул Хади ас-Синди в примечаниях к сборнику хадисов «Сунан ибн Маджа» писал: «Его слова «сильный верующий» означают: сильный для совершения благих деяний и в (перенесении) трудностей богослужения; способный проявить терпение к тому, с чем ему придется столкнуться из испытаний и бед; внимательный в делах, который управляет смотря в чем есть польза, учитывая причины и размышляя о последствиях».
Имам Навави растолковал хадис следующим образом: «Под силой тут подразумевается решимость, настрой человека в делах для ахирата. Обладающий этим качеством больше всех (стремится) напасть на врага в джихаде, скор в выходе (для сражения с ним) и в его поиске (если тот убежал). Он имеет сильную решимость в повелении благого и отстранении от порицаемого, проявляет сабр к невзгодам, испытаниям, которым он подвергается во всем этом (в течении жизни), ради Аллаха. Он испытывает сильное желание совершать намаз, держать пост, читать разные азкары и (совершать) другие поклонения, он самый активный в их поисках и соблюдении. И смыслом его слов «хотя в каждом (из них) есть благо» в том, что в сильном и слабом верующем есть благо, потому что их объединяет вера…».
Упорство, стойкость, непоколебимость веры, постоянство в стремлении к благу – это основные качества сильного верующего. Сила или слабость верующего проявляются также и в минуты испытаний. Кто-то сдается, решив, что обстоятельства сильнее его способностей преодолеть их. А кто-то даже в худших ситуациях не теряет веры в лучшее.
На слабости основывается такая психологическая позиция, которая называется выученной беспомощностью. Что это такое? Это явление было изучено путем испытаний на собаках. Сначала подопытных собак подвергали воздействию тока. Животные пытались любым способом избегнуть боли, но в конце концов, решали, что болезненных ощущений не избежать – и сдавались. То есть не предпринимали попыток вырваться или как-то по-другому помочь себе. Но когда возможность убежать им все-таки предоставлялась (открывалась дверь клетки, например), собаки все равно сидели, поскуливая в углу и терпели удары тока.
Выводы этого эксперимента вполне приложимы и к человеческой деятельности. Многие люди, даже получив от Всевышнего возможность что-то изменить или сделать лучше, все также сидят в углу, «тихо поскуливая» и жалуясь на судьбу.
Один из экспериментаторов Мартин Селигман пишет: «Люди, страдающие депрессией, и те, кто не в состоянии разрешить какую-то проблему ведут себя одинаково пассивно, хуже учатся, испытывают тревогу и подавленность. Приобретенная беспомощность и депрессия связаны с дефицитом одних и тех же химических веществ в мозгу, и лекарства, помогающие «снять» однополярную депрессию у людей, облегчают состояние приобретенной беспомощности у животных».
Иными словами, многие человеческие проблемы – это не столько неразрешимые ситуации, непоколебимые факты и обстоятельства, а просто результат нашей лени, страхов, нежелания меняться.
Далее Селигман пишет: «Не все крысы и собаки чувствуют себя беспомощными перед неотвратимым воздействием шока и не все люди опускают руки, сталкиваясь с неразрешимой проблемой. По меньшей мере, один из троих не сдается, несмотря ни на что. Зато один из восьми проявляет полную беспомощность еще до начала эксперимента. Поначалу я упорно старался игнорировать эту закономерность, но после десяти лет наблюдений невозможно не воспринять ее всерьез. Что заставляет одних людей проявлять характер и бороться с беспомощностью, а других — впадать в безволие, уловив первый намек на трудности?»
Думаю, это как раз сила или слабость человека. Сила веры в лучшее, или, наоборот, маловерие, что можно что-то изменить. А между тем, казалось бы, что это недопустимое для верующего убеждение. Ведь для него, который имеет связь со Всемогущим и Великим Господом, нет ничего невозможного. К тому же это убеждение должно было бы усиливаться наставлением Посланника Аллаха: «Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: “Если бы сделал я (то-то и то-то), получилось бы так-то и так-то!” – но говори: “Это было предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, ибо эти “если” открывают шайтану путь к делам его»
Явление выученной беспомощности – это не просто «одноразовый путь шайтана», а проторенная им дорожка к слабости и бездействию верующего. Может, пора все-таки выставить там пост наблюдения и шлагбаум веры и упорства?...
Ася Гагиева