Самобичевание – а стоит ли?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Здоровое, адекватное отношение к собственной персоне является важной частью искренности и постоянства как в мирских делах, так и в поклонении. Но иногда верующие, опасаясь впасть в высокомерие, либо с целью мотивации на большее религиозное, начинают заниматься самобичеванием – сознательно унижают себя, занижают свое человеческое достоинство, демонстративно отказываются от положительного признания, заявляя о своих грехах и недостатках. Как при таком отношении к себе можно хорошо относиться к другим – тоже вопрос. Но стоит ли причинять себе такие нравственные страдания, приближает ли это нас к Всевышнему, углубляет ли это нашу веру?
Заставляют меня сомневаться в этой практике некоторые хадисы, приведенные в сборниках Сахих. Потому что среди них есть такие, которые учат человека не принижению собственной значимости, а наоборот – уверенности в себе, осознанию собственных достоинств, хорошему отношению к себе даже при не совсем хорошем поведении.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто не говорит: «Моя душа стала скверной». Говорите: «Моя душа допустила упущение» (Бухари). Ибн Хаджар аль-Аскалани пояснил данный хадис следующим образом: «Здесь говорится, что человек должен стараться любыми способами причислять к себе благое, всеми силами отвергать свою причастность к дурному, а также разрывать любую связь с дурными людьми, даже если это всего лишь сходство в названиях». Сообщается также, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» («Хабусат нафси»), но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания» («Лякъысат нафси»)» (Бухари, Ахмад, Байхаки).
Согласно толкованиям алимов, здесь имеется ввиду, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, считал нежелательным использование слов, образованных от глагола «хабуса», среди значений которого – «быть дурным, порочным», «быть злым», «быть отвратительным». Другими словами, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не призывал нас к плохому отношению к себе, он запрещал людям даже говорить о себе плохо, но вместо этого – признавать свои допущения и признавать, что они заслуживают порицания. То есть отношение к себе как к личности должно быть позитивным.
В психологии (точнее – в транзактном анализе) существует концепция четырех типов отношения к себе и миру, называемые жизненные позицией. Коснемся вкратце каждой из них.
- Я – Ок, Ты – не-Ок. Это позиция высокомерия, при которой человек уверен в своей «хорошести», но других воспринимает в негативном свете. Из этой позиции человек либо осуждает, либо стремится помочь – не потому что попросили или хочет, а чтобы еще раз доказать себе: «Я могу, а вы не очень, и потому вы нуждаетесь в моей помощи». Из этой позиции человек обвиняет других в своих проблемах, винит внешние обстоятельства в своих неудачах.
- Я – не Ок, Ты – Ок. Другими словами, «я – плохой, вы – хорошие». Они причисляют другим успехи, достоинства, возможности, которых по собственному их мнению лишены они сами. Такие люди принижают себя и возвышают других. Они считают, что ничего не могут для себя сделать, что они самые несчастные (некрасивые, безуспешные, глупые и т.п.). Но вместе с тем их отношение к другим – равно противоположное – возвышающее, доверчивое, «слепое».
- Я – не Ок, Ты – не Ок. Это депрессивная позиция. Человек не верит ни в себя, ни в других. Он плох, и окружающий мир плох. Это позиция безысходности и печали, отчаянья и неверия. Потому что человек не верит в что-либо хорошее, не признает его ни в себе, ни в окружающих людях. Из всех четырех позиций это самая тяжелая.
- Я – Ок, Ты – Ок. Человек хорошо относится к себе и к другим. Он спокоен, уверен, не вмешивается в то, что его не касается. Он верит в силы других справляться с проблемами. Он самостоятелен и признает эту самостоятельность в других. Он не осуждает других (но может сделать им напоминание), потому что знает, что у поступков есть свои цели и основания, о которых он может и не знать. Это единственно здоровая позиция, позиция взаимодействия, эффективности, выигрышных результатов и в целом выигрышной жизни. Единственная позиция, основанная (или адекватная) реальности. Это не позиция самодовольства и высокомерия, если быть внимательным, мы видим, что в этой позиции человек одинаково позитивно относится и к себе, и к другим.
Если вернуться снова к религиозному пониманию данного вопроса, сложно поверить в то что Всевышний желает нам унижения и желает, чтобы мы унижали самих себя. Мы можем совершать плохие поступки, мы можем грешить, но верится, что в сущности мы все – люди-Ок. Вспомним хотя бы хадис о том, что каждый человек рождается с духовной фитрой, единой верой в Бога. Просто под влиянием воспитания, поступков, и тех же негативных мыслей о себе, мы забываем о своей чистоте, доброте, о луче духовного света, с которым мы рождены, и с которым, верится, мы умираем.
Просто кто-то по ходу жизни дает жизнь этому лучу, позволяет ему «вырасти» до уровня духовного света, а кто-то хоронит под плитой самобичевания. Так как Ислам – это религия баланса, умеренности, то, скорее всего уважение своей личности, осознание своего человеческого достоинства и вера в позитивную основу своей сущности ближе к полноценному поклонению, искренности и успеху, нежели самоуничижение, приводящее к подавленности и расстройствам.
Неслучайно, одна из практик, совершаемых над умирающим мусульманином – это напоминание ему о его благих деяниях, чтобы у него была надежда на прощение и светлое будущее в новой жизни. И такое отношение не значит быть уверенным в своей непогрешимости, это значит имея твердую позитивную веру в себя, признавать свои погрешности и ошибки. В конце концов, поклонение и вера должны исходить из здорового сердца, а не из покалеченной оскорблениями души.
Ася Гагиева
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!
Читайте также:
-
Эволюция молитвенных ковриков - от традиционных до электронно-цифровых. Автомат для омовения
Рынок молитвенных ковриков богат, торговля учитывает спрос на молитвенные коврики, предлагают персидские ручной работы, азербайджанские и турецкие, фабричные, с изображением молитвенной ниши. Российским продуктом считаются традиционные коврики ручной работы дагестанских мастеров, из чистой шерсти, яркие и более приглушенных тонов, видимо, рассчитаные на все возрастные категории
-
Мусульманские страны Африки – мировые лидеры экономического роста.
Экономика стран БРИКС уже не на подъеме. Такие данные были опубликованы Международным валютным фондом. Страны, являвшиеся мировым локомотивом экономического роста, существенно замедлили свое развитие. Речь, прежде всего, о Китае и Индии.
-
Шпаргалки: можно/нельзя?
На «носу» у многих студентов сессия и бессонные ночи зубрежки. Но благодаря современным технологиям многие, возможно, спокойно встречают эту пору. Какие устройства появились в помощь студентам и можно ли ими воспользоваться мусульманам?
Всем известен, наверное, добрый советский фильм Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Еще в те времена смышленые студенты придумывали различные устройства для сдачи экзаменов. Но тогда технология была еще далека от современной.
-
Исламская линия доверия: "У мужа проблемы с алкоголем. Могу ли я подать на развод?"
Я вышла замуж. Изначально я знала, что мой муж выпивает. По его словам, он стал употреблять алкоголь после смерти матери. Мы 3 года жили хорошо, я старалась как-то его отвлекать от выпивки, но мы потеряли дочку, и он опять начал выпивать
-
Исламская линия доверия: "Муж все время упрекает меня в своих бедах и проблемах"
Я несчастлива в браке 30 лет. Мой муж злой. завистливый, жадный, мстительный и большой эгоист. Он никогда не интересуются, что едят и одевают его жена и дети. Деньги приходится выколачивать из него. Он постоянно при людях оскорбляет и унижает меня и детей. Дети и я недовольны им.
-
35 мусульманских ученых, открытиями которых мы пользуемся и сегодня
Например, книга Ибн Сины «Аль-Канун» считалась основой медицины не только в исламском мире, но и в Европе. Лучшим доказательством этого является то, что эта книга в течение 600 лет служила учебным пособием в европейских университетах.
-
Самое короткое, но самое действенное дуа для успокоения
-
Обязательно ли женщине покрывать голову?
В период невежества люди были далеки от понятия нравственности и морали, и чаще эти понятия существовали лишь на словах. Тогда, как и в современном мире, женщины делали максимально все, чтобы привлечь к себе внимание противоположного пола.