Верующий – это тот, кто верит в сокрытое. По сути – в то, чего он не знает, не видел, но убежден в существовании. Можно сказать, это убежденность, отличная от знания, потому что знание – это то, что тебе известно на основе фактов, что можно потрогать, доказать, ясно показать. Но порой мы так легко теряем грань между знанием и верой, что подменяем второе первым – то, во что мы верим, выдаем за то, что доподлинно известно, ясно и открыто.
Подобная подмена в конце концов может привести нас к тому, что мы перестаем ориентироваться в реальном мире (фактов) и начинаем жить в придуманных нами замках наших убеждений. Примерами такого поведения можно назвать… романтиков от религии. Которые на все вопросы, актуальные проблемы отвечают убеждениями, догмами.
Здоровый мужчина зрелых лет с женой и детьми отказывается работать, потому что верит, что его удел – от Аллаха и если ему суждено что-то приобрести, то оно у него будет. Без его усилий. На плач голодных детей и жалобы жены отвечает тезисами о важности терпения. Порой нет возможностей купить даже буханку хлеба. На инициативу или желание жены самой выйти на работу и заработать, отвечает запретом. Видимо, тоже из религиозных причин. В итоге семья живет в долгах и на обеспечении сердобольных людей и родственников.
Женщина, которая не может организовать семейную жизнь и рабочую деятельность, верит, что причина ее неудач – в колдовстве. Она заколдована или одержима джинном по вине недоброжелателей, поэтому у нее не получается научиться планировать свои дела и эффективно взаимодействовать с другими.
Общественный деятель. В ответ на конкретные предложения по решению острого вопроса, не принимает практических мер и не рассматривает предложения серьезно, отбиваясь аргументом, что надо делать дуа и все наладится.
Работник организации, которому предъявляют факты ущемления прав, свидетельства и статистику, вместо того, чтобы разобраться и принять соответствующие меры, начинает говорить о том, как все было во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и как охранялись права граждан.
Это некоторые примеры из жизни единоверцев, которым вера заменила необходимость решать актуальные вопросы, способность прослеживать логическую цепочку от действия до результата и критически оценивать ситуацию. В психологии это называется магическим мышлением, характерным для детей до… пяти лет.
Вспоминается один известный тест для малышей-дошкольников. Перед ребенком лежат две картинки: на обеих нарисован мальчик и скамейка. Но на первом изображении мальчик бежит, а на втором упал, ударившись о скамейку.
У малыша спрашивают: «Кто виноват?»
Трехлетние дети чаще всего отвечают, что виновата скамейка – она стояла на пути у мальчика и поэтому он ударился.
Интересно то, что уже в возрасте пяти лет ребенок начинает говорить, что виновен все-таки мальчик, так как нужно быть внимательным и смотреть, куда бежишь.
Некоторые верующие-романтики возвращаются к трехлетнему возрасту, где для решения проблем нужно только дуа, для результата – только упование, что болезни и трудности – обязательно гнев Аллаха и Его наказание, где любые проблемы любой сферы – результат порчи, сглаза, колдовства или одержимости.
По поводу подобных заблуждений можно встретить немало хадисов и историй, где порицается вера без дел, упование без действия, дуа без решения и тд. Например, история Умара и йеменских попрошаек, которые сидели у ворот, бездельничали, надеясь на милостыню у прохожих и приписывали себя к уповающим.
На это Умар ответил им, что уповающие – это те, кто сажает, трудится и ждет всходов, а они – лишь бездельники. В Коране также ясно сказано: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «ар-Раад», «Гром», аят 11).
Не достаточный ли это аргумент, чтобы свои молитвы, упование и веру дополнять знаниями, действиями и более реалистичной логикой?.. Ведь понимание собственной ответственности и критически взгляд ближе к истинной религиозности, чем религиозный романтизм и «розовые очки убеждений».
Ася Гагиева