С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Начало: Честь первая
«Мы уже ниспослали вам Писание, в котором содержится напоминание о вас. Неужели вы не разумеете?» (сура «аль Анбия», «Пророки», аят 10).
«Все, что вам даровано, является всего лишь преходящим благом мирской жизни и ее украшением, а у Аллаха - нечто более прекрасное и долговечное. Неужели вы не разумеете?» (сура «аль Касас», «Рассказ», аят 60).
В других аятах нет прямого упоминания о разуме, но их смысл в том, что разумный человек из двух решений выбирает то, которое ему наиболее выгодно в долгосрочной перспективе:
«О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на пути Аллаха, вы тяжело припадаете к земле? Неужели вы довольствуетесь мирской жизнью больше, чем Последней жизнью? Но преходящее удовольствие мирской жизни по сравнению с Последней жизнью ничтожно» (сура «ат Тауба», «Покаяние», аят 38).
В суре «аль Анкабут» («Паук») в аяте 35 говорится, что город Лута оставлен как напоминание людям о том, что отрицание повелений Всевышнего и приобщение к собственным страстям ведет к погибели:
«Мы оставили от него (селения народа Лута) ясное знамение для людей разумеющих».
«Они уже проходили мимо селения, на которое выпал недобрый дождь. Разве они не видели его? О нет! Они не надеялись на то, что будут воскрешены» (сура «аль Фуркан», «Различение», аят 40).
«До тебя Мы направляли посланниками только мужей из селений, которым мы внушали откровение. Разве они не странствовали по земле и не видели, каким был конец тех, которые жили до них? Воистину, обитель в Последней жизни лучше для богобоязненных. Неужели они не разумеют?» (сура «аль Фуркан», «Различение», аят 40).
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в кораблях, которые плывут по морю с тем, что приносит пользу людям, в воде, которую Аллах ниспослал с неба и посредством которой Он оживил мертвую землю и расселил на ней всевозможных животных, в смене ветров, в облаке, подчиненном между небом и землей, заключены знамения для людей разумеющих» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 164).
«Он покорил вам ночь и день, солнце и луну. Звезды также покорны по Его воле. Воистину, в этом - знамения для людей разумеющих» (сура «ан-Нахль», «Пчелы», аят 12).
«Воистину, большинство из тех, которые зовут тебя из-за пределов комнат, не разумеют» (сура «аль Худжурат», «Комнаты», аят 4).
Перечисленные в Коране «признаки» разума трудно оспорить, и наверняка большинство согласится с тем, что отсутствие таких качеств характеризует человека как ограниченного и недальновидного. Так, Всевышний напоминает нам, что некоторые модели поведения не согласуются с тем что называется разумным поведением.
Но стоит также отметить, что в Коране есть аяты, в которых хотя и не упомянуто о разуме прямо, но смысл их в том, что разумный или размышляющий человек непременно придет к необходимости следования пути Всевышнего и будет использовать наилучшим образом один из Его великих даров – разум.
Ася Гагиева