У многих тех, кто был свидетелем или наслышан о домашнем насилии среди некоторых мусульман наверняка создается впечатление, что неравноправие, насилие, шантаж и давление – это методы выяснения отношений, одобренные Кораном.
Многие могут быть убеждены, что споры в мусульманских семьях решаются рукоприкладством, унижением и подавлением. Однако Коран дает такие наставления на случай разногласий, которые являются образцом цивилизованного, безопасного и продуктивного разрешения семейных конфликтов.
Начнем с того, что многие считают насилие в отношении женщин одобренным Кораном, а именно – 34 аятом 4-ой суры, который в большинстве случаев переведен так:
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и ударяйте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах - Возвышенный, Большой».
Слово «ударяйте», которое в этом аяте переведено именно так, а в других источниках даже как «ломать», «избивать», почему-то во всех остальных аятах в тем же словом переводится как «приводить притчи» или «давать ясное наставление». Это несоответствие, к примеру, побудило имама Рагиба Асфахани и Махмуда аз-Замахшари не согласиться с данным переводом как «ударяйте», а переводить его как «давайте ясное наставление», «приводите притчу». С этой точки зрения это предложение будет звучать так:
«А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и приводите им притчу (либо делайте ясное наставление)».
Гораздо ближе к исламской мудрости и гуманизму, не так ли?
Но что если ясное наставление не дает результатов и супруги не могут найти взаимовыгодного решения?
Об этом говорится в следующем аяте: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».
Согласно толкованию аль Касира речь идет о ситуации, когда супруги проявляют нетерпимость друг к другу. Согласно мнению богословов, в случае разлада супругов отводят к человеку, который изучив их дело, выносит решение по поводу разрешения из спора. Если споры затягиваются, то приглашают доверенного человека из семьи жены и доверенного из семьи мужа.
Со слов Али ибн Аби Тальха передается, что Ибн Аббас сказал: «Аллах повелел им, чтобы они послали праведного человека из семьи женщины и такого же человека из семьи мужчины, чтобы они разобрались, кто из супругов неправ. Если неправ муж, то его изолируют от жены и принуждают к выплате компенсации. Если неправа жена, то ее изолируют от мужа и лишают финансирования мужа».
Также со слов Абу Умара ибн Абдуль-Барра: «Ученые единогласны в том, что если арбитры разошлись во мнении, то их решения недостаточно для раздела семьи. Если же они единогласны по поводу объединения супругов, то их решение должно быть выполнено, даже если супруги не давали им полномочий».
Еще один аят Корана, ниспосланный в связи с конфликтом между Пророком (мир ему) и его женами, которые требовали от него богатства и щедрых даров, показывает какой красивый, честный и безопасный способ решать семейные конфликты предоставляет нам Ислам.
Ситуация была такова, что жены Пророка (мир ему) стали требовать от него роскоши и подарков, на которые у него не было средств. Разгневавшись на них, он даже дал обет не приближаться к ним в течение месяца. Однако Всевышний Аллах ниспослал ему следующее: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду» (сура «аль Азхаб», «Союзники», 28-29 аяты).
Без укоров, оскорблений, притеснения и преследований этим женщинам был предложен честный выбор. Так как Пророк (мир ему), да благословит его Аллах и приветствует, не имел желаемых ими средств, то ему оставалось лишь сказать им: «Если вы жаждете только благополучия в мирской жизни и готовы ликовать при виде земных благ и гневаться при их отсутствии, придите, и я одарю вас тем, что имею, и отпущу с добром. Мы расстанемся по-хорошему и не будем гневаться и ссориться, дабы не совершить неподобающих поступков» (Саади).
Все жены, конечно, выбрали Аллаха, Его Посланника (мир ему) и Последнюю жизнь. Однако помимо того, этот аят служит напоминанием как следует честно и благородно поступать в случае неразрешимых разногласий, а именно – отдать супруге (или супругу) то, что положено, и отпустить с добром.
Ася Гагиева