Всевышний Аллах говорит в Коране: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем» (сура «аль Бакара», «Корова», аят 186) Всевышний слышит каждую мольбу, мысль, движение сердца. Но задержка ответа порой может уронить в сердце каплю недоверия, плохого мнения о Всевышнем или что происходит еще чаще – чувство собственной вины. На самом деле может оказаться, что ни для того, ни для другого нет основания, потому что Всевышний – бесконечно Милостивый, Добрый и Щедрый, близок к Своим творениям, сострадателен к ним, и отвечает согласно Своей мудрости и всезнанию. Так почему могут задерживаться ответы на наши мольбы? Перечислим некоторые причины.
1. Человек просит о зле
Иногда человек не совсем точно понимает чего он хочет, и он начинает «ошибаться» в своих дуа. Например, ему хочется спокойствия, а он просит богатства. Ему хочется любви, а он молит о достижениях. Он хотел бы быть лучше по нраву, но он просит изменить других и т.д. Наверняка если бы на все такие дуа давались ответы, то люди все больше отдалялись бы от себя, от своих истинных ценностей. Поэтому есть скрытое благо в том, что мы иногда не получаем его – это дает нам возможность прислушаться к себе, приблизиться к своей сути, стать терпимей и правдивей. Это случай, когда человек просит о зле, не осознавая вреда того, что он просит. Но и есть случаи, когда человек сознательно спешит со злом. Например, призывает проклятья, просит о каре, просит наказания для себя или для других. В Коране сказано: «Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 11) В толковании к этому аяту сказано: «Это свидетельствует о невежестве человека, который всегда торопится. Стоит ему разгневаться, как он начинает проклинать себя или своих детей. Он поспешно обращается к Аллаху с проклятиями, подобно тому, как он спешит, когда молит Его о добре. Однако Аллах снисходителен и милосерден к человеку. Он принимает его добрые молитвы и не внимает его проклятиям. Всевышний сказал: «Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, которое они призывают в своих проклятиях, подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, о котором они просят в молитвах, то они непременно погибли бы» (сура «Юнус», аят 11)
2. Ему будет даровано нечто лучшее
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто бы из мусульман ни обратился к Аллаху с мольбой о том, в чём нет ничего греховного и что не (повлечёт за собой) разрыва родственных связей, Аллах непременно дарует ему одно из трёх: либо на мольбу его ответ будет дан (уже в этой жизни), либо Он сделает её запасом для (человека) в мире вечном, либо Он отвратит от него зло, равное (по величине тому, о чём он просит)». Возможно, причина того, что ответ на дуа «задерживается» (как полагает наш нафс), в том, что Всевышний готовит нечто лучшее для Своего раба, либо не настало подходящее время. Иногда человек не знает, какие трудности ему были предписаны, но благодаря своим мольбам и не зная об этом он защищается от их зла. Что же касается Судного дня, то страх людей в этот день будет так велик, что они будут готовы отдать всю землю, заполненную золотом, лишь бы отдалить от себя гнев Аллаха и увеличить свои благие дела. Всевышний же, зная положение человека и его нрав, отвечает на дуа наилучшим образом.
3. Совершение грехов
Некоторые грехи преграждают нам путь к ответу на наши дуа. Один из таких – пользование и питание харамом. В одном из хадисов передано: «О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого. И, поистине, Аллах повелел верующим то же, что повелел Он и посланникам, и Всевышний сказал: «O посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела». (23:51). Всевышний также сказал: «O те, кто уверовал! Вкушайте из (того) благого, чем Мы наделили вас…» (2:172). А потом пророк, салляллаху ‘алейхи уа саллям, упомянул о покрытом пылью человеке с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути и воздевает свои руки к небу (повторяя): «О Господь, о Господь!», однако пища его запретна, и питьё его запретно, и одежда его запретна, и вскормлен он был запретным, так как же может быть дан ему ответ?» Избавление от харама и совершение покаяния, как очищение от грехов устраняет препятствия между дуа и ответом на него. В любом случае мусульманин должен быть убежденным в Доброте, Милости и Щедрости Аллаха, в том, что Он слышит Своих рабов, отвечает им и не остается в неведении относительно происходящего с нами. А значит, что ни одно наше дуа не остается неуслышанным. Просто ему иногда нужны условия: либо наша терпеливость, либо наше покаяние, либо отстранение от греховного.
Ася Гагиева