С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
В 1980 году профессор психологии Миннесотского университета Эрик Клингер провел эксперимент. Профессор раздал участникам специальные устройства, по которым он передавал им сигнал и попросил их записывать свои мысли, когда этот сигнал зазвучит. Эксперимент продолжался в течение недели. И по итогам эксперимента выяснилось следующее: в течение 16 часового дня человека посещают около 500 непреднамеренных и навязчивых идей, которые в среднем длятся 14 секунд.
Хотя большую часть своего времени человек занят повседневными делами, в среднем 18 % мыслей, которые у него появляются, доставляют ему неприятные эмоции и отмечаются им как плохие, злые, неполиткорректные. 13 % мыслей можно описать как совершенно неприемлемые, опасные или шокирующие – например, мысли о насилии, жестокости, извращениях. И один из главных выводов, который можно сделать из приведенного эксперимента – то, что человек не может контролировать появление мыслей. Но если сознательные намерения человека чисты и благородны, то откуда у него появляются такие мрачные мысли? Является это свидетельством того, что человек «плохой»?
Кто виноват?
Ответы на эти вопросы будет легче найти, если мы поймем как устроена человеческая психика. Большинство из нас думают, что душа – это цельное полотно, которое сознательными усилиями можно украсить так, как мы этого сознательно хотим. Но на самом деле это не так. Согласно глубинной психологии «человеческая психика не представляет собой чего-то цельного, единого или единообразного, как хочется верить Эго. Она разобщена, многогранна и разделена… Всегда разделена».
Идея разделенности сердца на части в более конкретной форме представлена имамом Аль-Газали. Так, в книге «Алхимия счастья» в «Главе, повествующей о четырех типах скрытых нравов Сердца, которые составляют его войско» он писал: «Знай же, что у Сердца есть связи со своим внутренними войсками, которые проявляются в нем в виде различных качеств и нравов, некоторые из этих нравов плохие и губят его, а некоторые хорошие, и они приводят его к счастью. И хотя этих нравов много, все они подразделяются на четыре типа: скотские нравы, зверские нравы, чертовские нравы и ангельские нравы». К скотским нравам Газали относит жадность, обжорство, разврат.
К зверским или к нраву собаки то, что человек убивает, бьет, дерется. К проявлению «чертовского нрава» относится лукавство, совершение предательства, хитрости, стремление к беспорядку и раздору. А благодаря «ангельскому нраву» человек стремится к установлению порядка, пониманию своей благородности, стремление к познанию Всевышнего, осознание своего невежества и недостатков. И наверняка, беспокойство относительно своих недобрых мыслей, - это как раз и есть проявление «ангельского нрава», стремящегося к добру и истине и в то же время страдающего от «набегов» остальных трех частей на его интересы и ценности.
Мы хотели бы быть полновластными хозяевами своей души. Но подобную ситуацию можно представить как дом, в котором хотя мы и являемся хозяевами, но живет много разных других людей. Это даже больше похоже на замок с множеством комнат, известных нам и скрытых от нас, в которых живут как чудовища, так и наши суперспособности, о которых мы не подозреваем. Как писал Джеймс Холлис: «Если взглянуть на это положение с долей юмора, то можно сказать, что одни части нас самих совершенно незнакомы с другими. Но даже если представить их друг другу, это вовсе не значит, что они захотят ужиться». Это верно.
Например, нашему глубинному желанию признания и власти совершенно не интересно наше понимание скромности и смирения, благодаря чему возникают внутренние конфликты, в которых первое иногда побеждает второе. Но это только один конфликт. На самом деле человек не знает, сколько частей действительно живет «в его душе». И иногда эти скрывавшиеся от нас «жители замка» могут неожиданно проявить себя, пороча при этом честь и имя замка в целом. Например, когда мы, несмотря на свои добрые устремления, совершаем нечто ужасное, какой-нибудь отвратительный поступок, который в корне расходится с нашими намерениями и представлениями о себе.
Что делать?
Исходя из подобного понимания своей души легче найти ответ на вопрос: что делать с дурными мыслями? Ведь они являются «посланиями» тех самых темных частей души, живущих в нашем «замке». А что бы вы предприняли, будь вы хозяином большого замка, в котором проживают как те люди, которые вам нравятся и вам помогают, так и те, которые вам ненавистны и мешают? Учитывая, что этих «сожителей» нельзя «выгнать», подавить или наказать, человек должен выбрать такую стратегию действий, которая послужила бы ему и другим только на пользу. Если мусульманин - человек мира, то и его действия, направленные даже на самого себя, должны быть мирными. Это значит, не просто заткнуть уши и делать вид, что этих мыслей вообще нет.
А проявить смирение и следуя своим основным ценностям, постараться услышать все свои части, которые так или иначе проявляют себя, и вести с ними конструктивный диалог. Для этого человеку недостаточно догм, ему нужны глубокие знания, которые Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал обязательством каждого мусульманина и каждой мусульманки. В таком ключе жизнь человека становится непрерывным знакомством с собой, постепенным освоением территории своего замка. Как писал Джеймс Холлис: «То, чем мы пренебрегли внутри себя, рано или поздно покажет себя вовне…
Словно грузовик, что мчится не по своей полосе прямо на нас. Те, кто не принимает в расчет вовлеченность разделенной человеческой души, остаются в неведении относительно своих мотивов, и, следовательно, опасны для себя и остальных. Те же, кто все-таки, решит остановиться, и задуматься, спросить себя «почему», делаются все более и более чутки к сложности своих психологических процессов. Жизнь становится для них интересней, а они сами менее опасными для себя и окружающих».
Ася Гагиева