Множество людей, уверенных в том, что они на истинном пути, обычно пытаются привести к найденной ими истине и других людей. Найдя покой и радость в своей мировоззренческой позиции, они стараются разделить свое счастье с другими. Исключением не являются и наши единоверцы, которые стремятся обрести не только единомышленников и большее число братьев и сестер по вере, но и награду за указание другим людям на благое.
Однако один из самых гуманистических аятов священной книги гласит:
«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Сура аль-Бакара , аят 256)
И так же:
«Скажи: «Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует» (Сура аль-Кахф, аят 29)
Вспоминая истории пророков, невольно задаешься вопросом: «Почему откровение к ним приходило в зрелом возрасте?» Например, Мусе (мир ему) было даровано пророчество во время его путешествия с его женой Сафурой. Проходя мимо горы Синай, он увидел свет, исходивший от дерева, пошел к нему, и там с ним заговорил Творец, приказавший идти в Египет и призвать к вере фараона и его народ. Пророку Мухаммаду (мир ему) было дано откровение в 40 лет, когда он был уже зрелым, мудрым, женатым человеком, отличавшимся благонравием и склонным к размышлениям.
Коран освещает также и духовные поиски пророка Ибрахима (мир ему):
«Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается».
Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей».
Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!». (Сура аль-Анам, аяты 76-80)
Мы видим, что прежде чем прийти к истине, любимец Всевышнего прошел пути поиска истины, окончившиеся приходом к покорности Творцу и единобожию...
В процессе духовного развития человек проходит несколько стадий:
Хаоса – когда у него нет границ, рамок и религиозной убежденности
Порядка – когда он выбирает свой путь, стремится соответствовать требованиям, соблюсти все правила.
Противодействия – когда он оценивает критически принятые им ценности, сомневается, проверяет их.
Гармонии – когда он проникается ценностями, становится более искренним, честным с собой и с Богом.
Как мы видим, периоды поиска, сомнений, критического мышления являются естественными для любого человека. Поиск – это важное условие, «обработка» почвы души для более радушного принятия семени правды. Попытки засеять сердце насильно, навязав ту или иную точку зрения, чреваты еще большим отторжением и противодействием. Стараясь навязать что-либо, мы всегда рискуем вызвать отвращение.
Всевышний, знающий Свои творения, не случайно говорит о том, что «в религии нет принуждения». А обращаясь к Мухаммаду (мир ему), равно как и к другим Посланникам (мир им), Творец говорит, что их миссия – только донести истину, но не принудить.
Как, к примеру, Он говорит:
«Нам лучше знать, что они говорят, и тебе не надо принуждать их. Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы» (Сура Каф, аят 45)
Религиозность – не просто соблюдение ритуалов или внешнее уподобление верующим. Религиозность – это прежде всего глубокое внутреннее решение, договор сердца с Богом о покорности Ему и следовании высоким ценностям. К этому не всегда приходят сразу, иногда человеку нужно совершить свой круг поиска, ознакомиться с хорошим и с плохим, истиной и ложью, чтобы прийти к ясному различению между ними.
Как говорил Умар: «Кто не знает зла, попадет в его ловушку». Вспомним так же, что лучшими сподвижниками Пророка (мир ему) были в том числе и те, кто долгие годы враждовал с ним.
Ошибки, размышления, сомнения и борьба привели их к истине, которую они затем отстаивали до конца своих дней. Наши современники - такие же люди. Они могут ошибаться, искать, сомневаться, критиковать и тд. Но лучший способ помочь им, если эта помощь будет принята, - это поделиться своим видением, не навязывая его, рассказать о том, что вам известно, не возвышаясь над другими.
Люди, пришедшие к религии в сознательном возрасте, как правило, бывают более сознательными и в религиозности – они не просто выполняют ритуалы, а стараются жить согласно своим убеждениям. Не случайно в одном из хадисов один сознательный верующий уподоблен тысяче несознательным поклоняющимся. Потому что Всевышний «смотрит не на одежду и богатство, а смотрит в ваши сердца». И вера в Него и покорность Ему – это в первую очередь то, что коренится в сердце человека, а не просто приобретенная «социо-защитная» привычка.
Ася Гагиева
Так же по этой теме читайте:
Как мусульманин должен относиться к представителям других конфессий?
Можно ли принуждать к принятию ислама?
Дозволено ли в исламе принуждение к религии?