С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
«Человек получит только то, к чему стремился»
Коран, сура «ан-Наджм», «Звезда», аят 39
«Бойтесь своих желаний – они имеют свойство сбываться»
М. Булгаков
«Человек молит о зле…»
В Коране в суре «аль-Исра», «Ночной перенос» говорится: «Человек молит о зле подобно тому, как молит о добре. Воистину, человек тороплив» (аят 11). Толкователи считают, что этот аят свидетельствует о невежестве человека, о губительности его намерений, в которых он стремится к причинению зла (проклятьям) так же как и к обретению благого. «Стоит ему разгневаться, как он начинает проклинать себя или своих детей» (Саади). В другом аяте Всевышний говорит: «Если бы Аллах ускорил для людей наступление зла, [которое они призывают в своих проклятиях], подобно тому, как Он ускорил для них наступление добра, [о котором они просят в молитвах], то они непременно погибли бы» (10:11).
Несовершенство намерений – это факт, который мы почти никогда не замечаем. Стоит нам задумать что-либо, как наши мысли устремляются к достижению цели. Стремление к логическому завершению опережает размышления о пользе и смысле достигаемого. В основе такого явления лежит фундаментальное свойство человеческой психики. Дело в том, что при завершение выполнения какой-либо задачи знаменуется выбросом гормона дофамина, отвечающего за вознаграждение и удовольствие. Поэтому задумав что-либо, мы напрочь забываем о «начале» своей мысли и устремляемся к концу, за порцией дофамина.
К чему приводят наши цели?
Зачастую подобный подход к жизни, ориентированный только на «достигательство», не всегда заканчивается благополучно. Да, человек испытывает радость завершения, к которой стремился, и чем упорней он был в своем стремлении, тем больше его вознаграждение. Но что потом? А потом попытка трезво оценить благоразумие своих намерений, их смысл. Так мы становимся свидетелями человеческих трагедий, когда кто-либо, мечтая о мирском и достигнув его (славы, богатства, влияния, профессионального признания, народной любви и т.д.), кончает жизнь самоубийством. Не редкость и менее трагичные случаи, когда завершение дел знаменуется депрессией, ощущением пустоты, бессмысленности собственной жизни.
«Бойтесь желаемого…»
Все это наталкивает к выводу, что мы должны уделять внимание в первую очередь не тому, к чему мы стремимся, а тому, с чего начинаются наши устремления: благостны ли они, полезны ли, не окажутся ли наши дела тщетными? Недостаточно просто заниматься хорошим делом, если не является хорошим намерение, с которого оно начато. Вспомним, например, хадис о первых трех людях, которые будут спрошены в Судный день. Это будут богач, раздававший милостыню, чтец Корана, известный своим мастерством, и шахид, павший на пути Аллаха. Все трое, согласно хадису, попадут в Ад, потому что их намерения, в отличие от их дел, не были благородными. Богач стремился прославиться щедростью, чтец Корана – стать почитаемым, шахид – прослыть героем.
Также и в земной жизни: мы слишком часто, получив желаемое, не становимся более удовлетворенными, счастливыми. Потому что намерение не было благим, разумным. Как сказано в Коране: «Душа побуждает ко злу» (сура «Юсуф», аят 53). И это – одно из свойств души, «только если Господь не проявит к ней милосердия» (из вышеприведенного аята) Поэтому инспекция намерений должна идти впереди воли к их воплощению.
Никогда не следует забывать древнюю мудрость: бойтесь получить то, чего вы желаете. Потому что тогда мы получаем лишь то, чего желает наш нафс, наши комплексы, неосознаваемые нами мотивы и забытые травмы. Например, человек, испытавший стыд за бедность, всю жизнь посвящает тому, чтобы стать богатым. Или тот, над кем смеялись в школе, стремится к известности. Либо тот, кто потерпел унижение, жаждет власти, величия и отмщения своим обидчикам. Выходит, большинство страстных желаний основаны на стремлении забыть или сбежать от тяжелых негативных чувств, испытанных когда-то.
На самом деле главная проблема не в том, чтобы достичь чего-то (недостижимых целей не существует), а в том, чтобы сохранить свое намерение ясным, разумным, склонным к благу. И в свете данной проблемы становится понятной мудрость мольбы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «О Господи, не вверяй меня моему нафсу ни на миг и даже меньше этого».
Ася Гагиева