На протяжении всей истории и даже во времена Пророка (мир ему) среди мусульманок были женщины, которые внесли весомый вклад в улучшение качества социальной и экономической жизни их обществ. Они активно участвовали в управлении, образовании, религиозной юриcпруденции, медицине и других важных сферах.
Исламский закон обязывает человека быть вовлеченным в общественные дела и быть полезным обществу. Поэтому на протяжении мусульманской истории поиск научного знания считался актом поклонения. С появлением Ислама женщины получили возможность образования, вовлечения в медицину и на поле боя они помогали и мужчинам, и женщинам.
Руфайя бинт Саад аль Аслямия
Мусульманки не только оказывали первую помощь, некоторые из них сделали большой вклад в целом в развитие медицины. Так, одной из первых известных медиков-женщин среди мусульман считается Руфайя бинт Саад аль Аслямия.
Она была одной из сподвижниц Пророка (мир ему). В битвах, где участвовали мусульмане, она оказывала помощь раненым и умирающим, в том числе и в битве при Бадре 13 марта 624 года.
Большую часть своих знаний она получила от отца, Саада аль Аслями, который был врачом, а она – его ассистентом. Она посвятила себя лечению больных и заботе о нуждающихся и стала выдающимся специалистом в своем деле. Свои навыки она использовала в полевых госпиталях. Пророк (мир ему) часто распоряжался установить для нее палатку недалеко от места боя, чтобы создать для нее условия для оказания помощи раненым.
Руфайю описывают как добрую, милосердную сестру и хорошего организатора. Она не только использовала свои знания и навыки для лечения, но также обучала других женщин искусству врачевания и помощи. Помимо врачебной деятельности она была социальным работником. Ее усилия в этой роли были направлены на решение общественных проблем, связанных с медициной. Более того, она часто помогала детям, сиротам, инвалидам и нуждающимся.
Шифа бинт Абдуллах
Сподвижница Шифа бинт Абдуллах аль Курайшия аль Адавия – известное имя раннего Ислама, в котором она запечатлела себя как мудрую и стокую женщину. Она была образованной во времена массовой безграмотности. Ее настоящим именем было Лейла, но имя «Шифа», которое в переводе означает «исцеляющая» досталось ей благодаря ее врачебной деятельности.
В частности она разрабатывала некоторые методы профилактики актуальных для тех времен проблем – укусов насекомых. Посланник (мир ему) и благословение Аллаха, признавая ее заслуги, одобрял ее методы и поощрял обучение других женщин.
Нусайба бинт Харис аль Ансари
Нусайба бинт Харис аль Ансари, которую еще называли «умм Атия», была одной из женщин, которая участвовала многократно в экспедициях Пророка. Он обычно брал с собой немного женщин, которые помогали бы раненым. В их числе была Умм Атия, потому что она всегда была готова быть полезной, оказывать врачебную помощь, заботиться о раненых и больных. По ее словам, она участвовала в семи экспедициях (Муслим).
Будучи интеллигентной женщиной, она записала обряд захоронения женщины. От нее передано 40 хадисов, 6 из которых внесены в сборники Бухари и Муслима.
Помимо перечисленных среди мусульманок было множество других имен мусульманок-врачей:
- Нусайба бинт Саад аль Мазенейя, участвовала в битве при Ухуде в качестве врача (625 год);
- Умм Синан аль Ислями, известная также как Умм Имара, которая также была одной из сестер милосердия на поле битвы при Пророке;
- Умм Матава аль Аслямия, которая была сестрой милосердия после открытия Хайбара;
- Умм Варака бинт Харис, участвовавшая при сборе Корана и помогавшая раненым в битве при Бадре.
Эти предшественницы, равно как и многие другие, чьи имена нам не известны, являются позитивным примером и для современных мусульманок, которые стремятся к поклонению не только в форме совершения ритуалов, но и в форме общественно полезной деятельности и улучшения качества жизни людей.
Ася Гагиева